Развитие смыслового восприятия при автоматизации звука [С]



Как известно, у детей с ОНР наблюдается недостаточная вовлеченность когнитивных процессов в смысловую обработку языковых единиц, что влечет за собой неполноценность в ходе расшифровки детьми смысла речевого сообщения.

Слабость сукцессивного и симультатного анализа и синтеза у детей с ОНР  обуславливает снижение возможностей адекватного решения ими речемыслительных задач при декодировании смысла логико-грамматических конструкций, образных выражений, высказываний.

Для развития смыслового восприятия детям предлагаются различные задания: составить рассказ по серии сюжетных картинок, найти различия между картинками, разложить картинки по тематическим группам, анализ картинок с нелепым сюжетом и т.д.

Предлагаю задания для развития смыслового восприятия при автоматизации звука  [С]: твердого [c] и фонетически мягкого [c’] в словах со стечением согласных.

 

  • 1.     Доскажи слово.

В саду растут ….. (абрикосы).

Соня надевает ….. (носки).

На суку сидит ….. (сова).

Я съел кусок ….. (колбасы).

К остановке подъедет … (автобус).

Положи салат в …. (миску).

1-s

 

2.     Сравни наоборот.

— Стакан и самовар: Что ниже? Что тяжелее?

— Слон и собака: Кто выше? Кто слабее?

— Автобус и самолет: Что быстрее? Что медленнее?

— Лису догоняет собака: Кто бежит впереди? Кто бежит позади?

— Абрикос слаще сливы: Что кислее?

— Стул стоит ближе к столу, чем кресло:  Что дальше стоит от стола?

 

 

3.    Угадай предмет по его частям.

— Крылья, хвост, голова, клюв, перья — …. (ласточка).

— Крылья, хвост, кабина, мотор — …. (самолет).

— Голова, туловище, уши, хвост, хобот — … (слон).

— Голова, туловище, уши, хвост, лапы — …. (собака).

— Спинка, сиденье, ножки, подлокотники — …. (кресло).

— Спинка, сиденье, ножки — …. (стул).

   2-s

 

4.     Подбери пару.

Суп – кастрюля, котлеты — …. (сковородка).

Овощи – огород, фрукты — ….. (сад).

Суп – соль, чай — ….. (сахар).

Рука – браслет, шея — …. (бусы).

Пол – ковёр, стол — ….. (скатерть/салфетка).

Дождь — лужа, снег — … (сугроб).

Машина – асфальт, поезд — … (рельсы).

Корова – трава, собака — … (мясо/кость).

Поезд – машинист, танк — … (танкист).

Дверь – дерево, окно — … (стекло).

Ель – хвоя, дуб — … (листва/листья).

Обувь – крем, зубы — … (паста).

Время – часы, температура — … (градусник).

 

5.     Что бывает ?

Сухим … ?  Высоким …? Кислым …? Пёстрым …? Пустым … ? Солёным …? Свежим … ? Светлым … ? Спелым … ?

5-s

 

6.     4-ый лишний.

— автобус, троллейбус, коляска, самолёт

— чеснок, свёкла, фасоль, слива

— босоножки,  носки, сапоги, кроссовки

— стол, стакан, миска, самовар

— сорока, ласточка, страус, лиса

— слон, свинья, оса, собака

— сосиска, сметана, сливки, масло.

 

7.     Придумай предложения со словами.

-рисовать, раскрашивать

— встать, вставить

— выскочить, скакать

— постелить, послать

— сварить, испечь

— связать, сшить

— вырасти, отрасти

— нести, вести

-ставить, класть

— засЫпать, засыпАть

 

8.     Придумай предложения с парой слов.

стакан – стекло

снег – санки

ступеньки – лестница

свитер – спицы

куст – смородина

свечка – спичка

сачок – стрекоза

волосы – расчёска

пылесос – мусор

сок – ананас

стена — рисунок

 

9.     Продолжи предложение.

— На улице сыро, поэтому Соня надевает … сапоги или босоножки?

— Трава сохнет, потому что … солнце светит или снег идет?

— Весной Соня катается на … самокате или санках?

— Ласточка прилетела, потому что наступила осень или весна?

— Наступила весна – расцвели подснежники или созрели сливы?

— Летом Настя носит … шерстяную шапку или косынку?

 

10. Небылицы. Исправь предложения.

Сучок сел на сороку.

Сапоги надели Соню.

Стакан наливают в абрикосовый сок.

Сосны сидят под лисой.

Лес летит высоко над самолетом.

Стул свалился под носки.

Остановка подъедет к троллейбусу.

Соня сидит на столе за стулом.

Воду насыпают, соль наливают.

Стол разбили, стакан сломали.

Окно растет под кустом.

Постель постелила Настю.

Степу слепит снеговик.

На светофоре загорелся синий свет.

В саду на кусте растет свекла.

 

Учитель-логопед 

Власова Лидия Вадимовна

г. Москва ГБОУ ЦРР ДС 1607




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart