Индивидуальное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет на тему: «Автоматизация звуков [Р, Р’] по сказке «Теремок»»
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речи для детей 5-6 лет на тему: «Автоматизация звуков [Р, Р’] в связной речи на основе сюжета сказки «Теремок»»
Автор-составитель:
Логопед
Хромова Лилия Георгиевна
Цель: формирование звуковой стороны речи; расширение словарного запаса; автоматизация звуков [Р]и [Р’] в словах, словосочетаниях, предложениях; развитие умения согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; развитие речевого дыхания и мелкой моторики, выразительности речи, внимания, памяти, мышления, творческого воображения, умения отгадывать загадки; воспитание самоконтроля при произношении слов со звуками [Р] и [Р’].
Оборудование: картинка с артикуляционным укладом звуков [Р] и [Р’], карточки с изображением диких животных, логопедические пазлы к фрагменту сказки «Теремок», куклы для настольного театра к сказке «Теремок» (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь), игрушечная машинка, картинка с изображением облаков, бумажные салфетки, кубики-лего, набор кружков для составления схем, картинки-разукрашки с сюжетами сказки «Теремок».
І. Ход занятия:
- Организационный момент.
— Отгадай загадку:
«В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Мишка к ним пришел потом,
Поломал звериный дом».
(Теремок)
— Какой звук я выделила голосом, произнося слово теРемок? (Звук [Р’]).
— Что ты знаешь о звуке [Р`]? (Согласный, мягкий, звонкий).
— Отгадай ещё одну загадку:
«Нет пути передо мной —
Я и дома, и не дома,
Между небом и землей.
Отгадайте-ка, друзья,
Кто же я? (Крыльцо)
— А какой звук в слове «кРыльцо» я выделила голосом?
— Что ты знаешь о звуке [Р]? (Согласный, твёрдый, звонкий).
- Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Улыбка и хоботок», «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок».
- Дыхательная гимнастика
Упражнение «Фокус» (сдуваем ватку с кончика носа)
ІІ. Основная часть.
- Уточнение артикуляции звука [Р].
— Что надо помнить, когда мы произносим звук [Р]. (показать картинку с артикуляционным укладом звука [Р]).
(Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука. Зубы на расстоянии 4-5 мм. Кончик языка поднимается к основанию передних зубов, напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Передняя часть языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые части языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя проходит посередине).
— Сегодня мы вместе отправимся в путешествие в сказочный лес и будем продолжать учиться правильно произносить звуки [Р] и [Р’]. «Заводим моторчик» (катим машинку по столу), поехали! (дР-дР-дР).
— Вот мы и приехали в наш сказочный лес.
- Развитие мимики и моторики
На стол выкладывается несколько кубиков-лего:
— Сегодня мы вспомним сказку «Теремок». На опушке леса стоит маленький домик (строим домик из кубиков)
— Вот скачет по тропинке маленькая зверушка.
Она » Живет в норке, грызет корки.
Короткие ножки, боится кошки». Угадал кто это?
— Это Мышка-норушка!
— Правильно, молодец. (Выставляется фигурка Мышки). Поднялась Мышка на крыльцо, постучала в дверь, а ей никто не отвечает. Решила поселиться в Теремке.
— Только Мышка устроилась, тут скачет ещё одна зверушка:
«Тук-тук!»
«Кто там?»
— Угадай кто я:
«До ушей зеленый рот.
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает….»
— «Лягушка»!
— Правильно, Лягушка-попрыгушка! И стали они жить вдвоём. (выставляется фигурка лягушки)
- Развитие речевого дыхания
— Вдруг на лес опустился сильный туман, да такой сильный, что облаков не видно. Давай позовём ветер, подуем на туман и посмотрим, какие красивые облака на небе. (сдуваем полоски салфетки с картинки так, чтобы открылось изображение).
- Отгадывание загадок про героев сказки «Теремок» и закрепление навыков количественного счёта.
— А это, что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
Он стоит среди травы –
Уши больше головы.
— Правильно это Заяц (выставляется игрушка Заяц).
— Тук-тук, кто в Теремочке живёт?
— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка.
— Что им ответил Заяц?
— Заяц сказал: «Я Зайчишка-Трусишка, пустите меня в теремок!»
— Заходи, будем жить втроём.
— Тут к теремку подбегает
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее … (лиса)
— Правильно – Лисичка-Сестричка! (выставляется фигурка лисы) Тук-тук, кто в теремочке живёт?
— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка, я Зайчик-Трусишка. Заходи будем жить вчетвером.
— Только Лиса устроилась, а в дверь стучит ещё один лесной житель. Угадай кто это:
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
— Это Волк.
— Правильно, это Волчок- Серый бочок.
-Тук-тук, кто в теремочке живет?
— Я Мышка-Норушка, а я Лягушка-Попрыгушка, я Зайчик-Трусишка, я Лисичка-Сестричка. Заходи, будем жить впятером.
— Стали они жить впятером и в разные игры играть, вопросы друг-другу задавать.
- Звуко-слоговой анализ и синтез
Задания даются от имени жителей теремка.
Мышка: «Кто скажет, что общего в словах рыба, барсук, бобёр?» (В этих словах есть согласный звук [Р], в словах два слога)
Лягушка: «Угадайте названия животных, которые здесь зашифрованы».
Показывается звуковая схема слов рысь и ворона.
Зайчик: «Угадайте названия птиц по переставленным слогам: бей-воро, ка-соро. (воробей, сорока)»
- Антонимы
Лиса: « Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду называть слова, а вы — их противоположное значение.»
Холодно – жарко
Мягкий – твёрдый
Весёлый – грустный
Длинный – короткий
Медленно – быстро
Плохо — хорошо
Волк: «Я предлагаю поиграть в игру «Большой-маленький». Я буду называть животных, а вы их называйте ласковыми словами»
Корова – коровка
Баран – баранчик
Барсук – барсучок
Воробей – воробышек
Рыба – рыбка
Краб – крабик
Черепаха — черепашка
Крот-кротик
Только наши звери закончили игру, как в дверь снова постучали.
- Автоматизация звука в чистоговорках и стихах
— Кто же там стучит, грубым голосом рычит?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос…
— Правильно, это Медведь. Захотел и он в теремке пожить, но звери его не пускают, говорят домик маленький и Медведь в него не поместится.
Давай достроим в нашем Теремке ещё один этаж, тогда всем места хватит. (выкладываем кубики и достраиваем этаж для Медведя)
Был Теремок маленьким, а стал большим и просторным. Устроили друзья новоселье, проговаривали чистоговорки и рассказывали стихи:
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
Рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Роза, роща, рот, перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Руки, ружья, кенгуру.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Рыба, рынок, комары.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю
Я красиво говорю!
Ри-ри-ри, ри-ри-ри
От зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре
О горе и о норе.
Рё-рё-рё, рё-рё-рё
Про ребят и про зверьё.
Мышь в углу прогрызла норку,
Тащит в норку хлеба корку.
Но не лезет корка в норку –
Велика для норки корка.
Рано утром мы встаем,
Громко сторожа зовем:
Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
Буква Р – Рычательная,
ПРосто замечательная.
С этой буквой тРели
Любят свиРистели.
Рысь на веточку присела,
И рысятам говорит,
Разрешите всем ребятам,
Букву Р мне подарить.
- 8. Итог занятия:
— Какой звук ты сегодня учился говорить? (Звук [Р]). Герои какой сказки помогали нам сегодня на занятии? («Теремок») Ты сегодня хорошо потрудился, молодец! Выбери картинку-разукрашку, дома раскрасишь её и расскажешь сказку маме и папе.
Свежие комментарии