Звук [З]



       Конспект занятия по формированию звуковой стороны речи в старшей логопедической группе на тему: «Звук З»

 

Цель:

  1. Познакомить детей со звуком «З»;
  2. Добиваться умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука «З»;
  3. Добиваться от каждого ребенка правильного, звонкого произношения звука «З» изолированного, в слогах, словах, словосочетаниях;
  4. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому и от тихого к громкому;
  5. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
  6. Учить детей звуковому анализу слова «сок» с составлением графической схемы;
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление;
  8. Развивать мелкую  моторику.

 

 

Предшествующая работа:

 

  1. Дети научились выполнять упражнения для постановки звука « З».

а)  Наказать непослушный язычок

б)  Лопаточка

в)  Язычок  спит

г)  «Заборчик»

д)  «Хоботок»

е)  «Почистим зубки»

ё)  «Горка»

ж)  «Загнать мяч в ворота»

  1. Автоматизировалось произношение  звуков И, Э, В, Ф, С.
  2. Дети  овладели  навыками  звукового  анализа

а)  гласный + гласный

б)  гласный + согласный

в)  согласный + гласный

 

    Оборудование:

  1. Предметные  картинки:  завод, ваза, коза, зайка, звезда, змея, зонт,  замок.
  2. Набор  картинок « Найди пару»;
  3. Звуковые кассы;
  4. Зеркала для  каждого  ребенка.
  5. Костюм для козы и зайца.

 

Ход занятия:

 

I. Организационный  момент.

 

Игра  «Летает – не  летает»;

собака, сорока, санки, соловей, синица, автобус, стол, аист,  ласточка,  самокат.

А  теперь  назовите  перечисленные  мною летающие  предметы, одним словом.

Дети – Птицы.

Воспитатель  – А из перечисленных  птиц  назовите  только  зимующих?

Дети – Сорока, синица.

Воспитатель  – Садитесь, дети, на свои места,  и я расскажу  вам  одну  интересную  сказку.

 

II. Артикуляционная  гимнастика.

 

Воспитатель  – Сегодня я расскажу вам историю про Маленького зайчика.

( звучит музыка, вбегает зайчик, садиться).

В холодный зимний  день маленький зайчик  сел  на  пенек и стал вспоминать теплое лето.

А  вы,  дети, внимательно смотрите на Зайчика и делайте вместе с ним.

Он  улыбнулся, (упражнение «Улыбка»), открыл ротик и высунул широкий язычек, вспоминая,  как его грело  солнышко (упражнение «Лопаточка»).

Маленький  зайчик  не знал, что зимой идет снег;  вдруг ему на язычек упала, холодная  снежинка зайчик испугался и спрятал язычок (упражнение « Прятки»).

Понравилось  Зайчику играть  с язычком;  то высунет, то спрячет, то высунет, то спрячет. (Держим улыбку. Зубки не сжимаем).  (4 раза)

А еще Зайчики вспомнил, что осенью он ел вкусную морковку, а потом чистил зубки. (Упражнение «Почистить зубки» — влево – вправо;  влево – вправо(2раза)

Снизу – вверх; снизу – вверх(2 раза).

Вдруг подул ветер (Упражнение «Ветер» С – С – С). Голые веточки на кустиках задрожали. Зайчик испугался. Посмотрел вокруг. А ветерок все дует, шевелит веточки на кустах (С – С – С).

Понял тут Маленький Зайчик, что ему нечего бояться. Это всего – на всего ветерок запутался в ветках. Улыбнулся Зайчик и стал опять летние забавы вспоминать.

 

III. Знакомство со звуком  «З».

Летом Маленький Зайчик познакомился с комариком Комаром – Комаровичем. Комар – Комарович летом около Зайчика летал и громко звенел «З – З – З».

—Как звенел Комар – Комарович?

Дети — «З – З – З».

Воспитатель  — Дети! Поймайте камора, поднесите к уху.

Слышите, как звенит Комар – Комарович?

Игра «Далеко – близко».

А теперь отпустите Комара – Комаровича. Пусть он летит.

(З – З – З — тихо). Улетел.

Воспитатель — И Зайчику пора в путь дорогу. А то его мама – зайчиха потеряет.

-Зайчик! Дети знают, что в лесу сейчас снег, холодно, мало корма. Ребята приготовили тебе и всей твоей заячьей семье морковку. Неси ее, скорее в лес и угости всю свою семью.    (Зайчик убегает).

 

IV. Артикуляция звука «З». Работа с зеркалами.

Воспитатель  —  Дети! Вам хочется научиться звенеть так же хорошо, как Комар – Комарович?

Дети — Да!

Воспитатель  — Посмотрите на схему.

1).  При произнесении звука «З»

а). Губы в улыбке, зубы видны;

б). Зубы сближены, но не сомкнуты.

в).  Широкий кончик языка упирается в нижние зубы.

г).  Передняя часть стенки языка поднимается  к верхним бугоркам и образует

с ними  щель

д).  Боковые края языка плотно прижимаются к боковым  зубам.

е).  По середине языка  идет  сильная  струя  воздуха.

ё).  Голосовые связки  напряжены, сближены, колеблются, в результате чего

образуется  голос.

2). Посмотрите в зеркало, улыбнитесь и произнесите звук «З». (индивидуальные  ответы  детей).

 

                    V.  Характеристики  звука.

Воспитатель  – дети! Звук «З»  можно петь?

Дети – Нет.

Воспитатель  – Значит звук «З» согласный, звук «З» произносится глухо или звонко?

—А как я произнесу звук «З» – мягко или твердо?

Зонт, замок

Зебра, земляника

Воспитатель  – значит звук «З» согласный, звонкий, может быть мягким и твердым.

 

VI. Развитие фонематического слуха.

1). Дидактическая игра «Услышь слог в слоге»

за, ба, ва, га, зы, ку, зо.

2). Дидактическая игра «Будь внимательным».

зал, стол, знамя, лыжи, глаза, зуб, жаба, коза.

 

VII. Динамическая пауза.

Под высокой сосной – ладонь правой руки вертикально вверх.

Скачет зайка косой – указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные собраны.

Под другой сосной – как в 1 раз.

Скажет зайка другой – как во 2 раз.

Зайчики белые сидят – присели

И ушами шевелят – шевелят ушами

Вот так, вот так

И ушами шевелят.

Зайкам холодно сидеть – встать, пожимается

Надо лапки им погреть – кисти рук.

Вот так, вот так,

Надо лапки им погреть.

Зайкам холодно стоять, — прыжки

Надо зайкам поскакать

Вот так, вот так,

Надо зайкам поскакать.

 

VIII. Автоматизация звука «З», в слогах, словах и связной речью.

Звучит музыка. Входит коза с корзиной.

Коза – Здравствуйте, дети. Вы узнали меня? Кто я? Да! Я Коза. Хотите дети, я вам расскажу, какая однажды история произошла со мной в лесу летом?

Гуляла я весь день по лугу, а к вечеру пошла домой. «Идет козочка — коза».

Вдруг слышу вдалеке мне кто-то подпевает » за- за- за; за- за- за.»

Удивилась Я! Кто вы думаете, кто мне подпевал?

Дети – Эхо!

Коза – Хотите со мной поиграть в игру «Эхо»? Я буду петь, а вы мне подпевайте, как эхо.

Идет козочка – коза. —  (За- за- за) 2 раза.

Очень любят все козу. — (Зу- зу- зу) 2 раза.

Растут цветы у козы —  (зы – зы – зы ) 2раза

Есть друзья у козы — (зы – зы – зы ) 2 раза

Коза – Молодцы дети, петь вы умеете.

Мне дети из детского сада » Сказка » подарили картинки. Но я не знаю, что на них изображено. Научите меня называть те предметы, которые нарисованы на картинках.

Дидактическая игра » Назови кто?, что это?» зонт, коза, змея, ваза, замок, зайка, завод, звезда.

Коза – Молодцы, дети! Посмотрела я на вас, вы такие умные, красивые, здоровые, оставайтесь такими всегда.

Воспитатель  – с Зайчиком вы играли, с Козой играли. Я тоже хочу с вами поиграть.

Дидактическая игра » Найди свою пару».

Цель: Учить образовывать множественное число существительных в именительном падеже.

Например: У меня зонт. А у тебя?

А у меня зонты.

 

I X. Звуковой анализ и синтез слова  » сок» с составлением графической схемы.

Дети садятся за столы.

Воспитатель  – Вам понравилось играть?

Хотите еще  поиграть?

1). Дидактическая игра » Собери словечко».

С, О, К. – сок.

2).  Сколько всего звуков в слове «сок»?

Назовите первый звук?

Его можно петь?

Звук «С» гласный или согласный?

Как произносится; звонко или глухо? (проверяем).

В слове «сок» звук  «С»  произноситься  мягко или твердо?

(Так анализируем каждый звук).

3).  Выкладывание графической  схемы.

 

X. Итог  занятия.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Какой  это  звук?

Что вам  понравилось  на  этом  занятии?

 

воспитатель

Азаматова Дильшат Мирхатовна 

МАДОУ Детский сад №12

МР Учалинский район РБ




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart