Конспект логопедического занятия «Изменение существительных по падежам»
Конспект по дисграфии для учащихся 5-х классов с лёгкой умственной отсталостью
Тема: «Изменение существительных по падежам»
Цели: образовательные –
— закрепить изменение одушевлённых существительных в единственном числе по падежам,
— закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых существительных в единственном числе,
— закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых существительных в единственном числе,
— закрепить дифференциацию звуков Б и П в слогах, словах, предложениях,
— активизировать словарь по теме «Домашние животные» на примере коровы, собаки, козы, кошки.
коррекционные –
— развитие фонематических процессов (слуха и восприятия),
— коррекция правильного написания строчных букв Б и П,
— развитие мелкой и артикуляционной моторики,
— развитие дыхания и силы голоса.
Оборудование: зеркала, слоговая таблица, образ букв Б и П,
таблица характеристики звуков, шаблоны прописных букв,
карточки слов (изменение по падежам),
карточки текста с пропущенным окончанием,
карточки-названия падежей с вопросами,
картинки животных (корова, собака, кошка, коза),
карточки частей тела животных, карточки животных с детёнышами,
карточки животных с кормом,
сюжетная картина «Дедушкин подарок»,
компьютерная программа «Дельфа-142».
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед:
— Добрый день, ребята!
День учебный продолжается и занятие начинается.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
Подготовительный этап:
Логопед:
— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для языка:
«Индюк болбочет», «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».
— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук
ААА, вдох-выдох: ООО, вдох-выдох: ЫЫЫ, вдох-выдох:
УУУ, вдох-выдох: ЭЭЭ.
— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть).
Основной этап
Акустико-артикуляционная характеристика
Логопед:
— Маленькие мышки, серенькие шубки, длинные хвосты, пищат: пи-пи-пи.
— Пистолет пугает мух. Говорит он громко: бух!
— Ребята, как мышонок пищит? (Пи-пи-пи)
— Как пистолет пугает? (Бух-бух).
— Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б и П.
— Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются?
Ответы детей: это звуки согласные. Во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык неподвижен, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звук П – глухой, звук Б – звонкий.
Логопед:
— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).
-Вспомним стихотворение про букву Б:
«Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком».
— Вспомним букву П: «Буква П – дверной проём».
Развитие фонематических процессов
Логопед:
— Прочитаем слоги парами по таблице: с буквой Б – громко, с П – тихо.
(БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, БЫ-ПЫ, БЭ-ПЭ).
— Сейчас повторите за мной слоги наоборот: ПА –(БА), ПО-(БО), ПЫ-(БЫ), ПУ –(БУ), ПЭ-(БЭ).
— Пропишем в воздухе маленькие буквы Б и П.
— Обводите по пунктирным линиям на листочках буквы Б или П, когда услышите эти звуки в словах: слабый, грубый, крупный, колобок, колбаса, дупло, капли, сапоги, лопата, каблук.
— Продолжаем обводить буквы, услышав звуки в предложении:
На траву поставили бочки. На деревьях набухают почки.
Повалился старый забор. На воротах крепкий запор.
— Проверяем, сколько звуков Б вы услышали и обвели букв (8), сколько П (10).
Физкультминутка:
— Встанем, отдохнём – услышав звук Б, поднимаем руки вверх, на П – опускаем вниз: П, Б, П, П, Б, ПА, БЫ, БЭ, ПУ, АП, ОП, альбом, папка, бумага, портфель, банан, капуста, яблоко, репа. У Бори старший брат Павлик. На полке стоит букет цветов.
Развитие лексико-грамматического строя речи
Логопед:
— Молодцы, садимся и отгадываем загадки:
«Мягкие лапки, а в лапках царапки». Кто это? (Кошка)
«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». Кто это? (Собака)
«Голодная – мычит, сыта – жуёт, деткам молоко даёт». Кто это? (Корова)
«Идёт, идёт, бородой трясёт. Травки просит: ме-ме, дай-ка вкусной мне-мне». Кто это? (Коза)
— Назовите одним словом: корова, коза, кошка, собака – кто это? (Это домашние животные).
-Почему их так называют?
Ответы детей: они живут возле человека, он кормит их, строит им жилища, заботится о них, а животные приносят ему пользу.
— Слова корова, кошка, собака, коза отвечают на вопрос Кто? И в Именительном падеже имеют окончание А. (Запись на доске).
— Возьмите карточки и допишите окончания в словах в первой строке с вопросом Кто? (-а).
Дети дописывают окончания:
Кто? коров…, коз…, кошк…, собак…
— Назовите, у Кого из животных есть рога? (у коровы), у Кого есть усы (у кошки), у кого бородка (у козы), у кого хвост колечком (у собаки).
— Давайте повторим: рога (у кого?) у коровы, усы (у кого?) у кошки, бородка (у кого?) у козы, хвост колечком (у кого?) у собаки.
— Слова в Родительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания —Ы, -И. (Запись на доске)
— Допишите в карточках окончания в словах во второй строчке с вопросом Кого?
у Кого? у коров…, у коз…, у кошк…, у собак…
— А сейчас поиграем в игру: «Кому дадим какую пищу». Соединим корм стрелочками с животным:
К о м у ?
— Кому дадим капусту? (козе). Кому косточку? (собаке). Кому травку? (корове). Кому рыбку? (кошке).
— Существительные в Дательном падеже отвечают на вопрос Кому? И имеют окончания – Е. (Запись на доске)
— Допишите окончания в словах с вопросом Кому? В третьей строчке:
Кому? коров…, коз…, кошк…, собак…
-А сейчас вспомним, как называются детёныши животных. Посмотрим на картинки и назовём с Кем? они нарисованы.
— Телята (с Кем?) с коровой, козлята (с Кем?) с козой, котята (с Кем?) с кошкой, щенки (с Кем?) с собакой.
— Повторим с Кем? (Коровой, козой, кошкой, собакой). Существительные в Творительном падеже отвечают на вопрос Кем? И имеют окончания –ОЙ.
— Допишите окончания в словах с вопросом Кем? В четвёртой строчке:
Кем? коров…, коз…, кошк…, собак…
Физкультминутка:
Поиграем с пальчиками в игру «Пять телят»:
Этот телёнок пьёт молоко.
Этот телёнок ушёл далеко.
Этот телёнок травку жуёт.
Этот телёнок копытами бьёт.
Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись, скучно мне одному!»
Логопед:
— Сейчас рассмотрим картину «Дедушкин подарок». Назовите Кого? Вы видите из домашних животных. Кого видим?
Ответы детей: Я вижу корову, козу, кошку, собаку.
— Существительные в Винительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания –У. (Запись на доске).
— Допишите окончания -У в словах с вопросом Кого? В пятой строчке:
Кого (вижу)? коров…, коз…, кошк…, собак…
— Давайте повторим: о Ком? Мы сегодня с вами разговаривали
(О корове, о собаке, о кошке, о козе).
— Существительные в Предложном падеже отвечают на вопрос о Ком? И имеют окончания –е. (Запись на доске).
— Допишите окончания –е в словах с вопросом о Ком? В шестой строчке:
о Ком? о коров…, о коз…, о кошк…, о собак…
Работа с текстом:
-Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Спишите, подчеркните буквы Б – двумя чертами и П – одной чертой.
У бабушки в деревне жила коров… Пеструха. Бабушка давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою коров…. У коров… Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров… и рассказывала о коров… внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.
Закрепление материала:
— Давайте повторим, какие падежные окончания имеют существительные в единственном числе. (Чтение таблицы на доске).
— С какими звуками работали? Какие они, чем отличаются?
-Закрепим дифференциацию звуков Б и П на компьютерной игре «Дельфа-142»: «Какая картинка начинается с той же буквы?» (Буквы. Картинки).
— Закрепим употребление слов в предложении на компьютерной игре: «Выбери правильную форму слова». (Предложение. Выбери форму слова)
учитель-логопед
Замятина Наталья Владимировна
ГКОУ СО «СКОШИ 111», г. Екатеринбург
Свежие комментарии