Конспект логопедического занятия «Изменение существительных по падежам»



Конспект по дисграфии для учащихся 5-х классов с лёгкой  умственной отсталостью

 

Тема:  «Изменение существительных по падежам»

Цели: образовательные –

— закрепить изменение одушевлённых существительных в единственном числе по падежам,

— закрепить употребление падежных окончаний одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить практическое употребление в словосочетаниях одушевлённых существительных в единственном числе,

— закрепить дифференциацию звуков Б и П в слогах, словах, предложениях,

— активизировать словарь по теме «Домашние животные» на примере коровы, собаки, козы, кошки.

коррекционные –

— развитие фонематических процессов  (слуха и восприятия),

— коррекция правильного написания строчных букв Б и П,

— развитие мелкой и артикуляционной моторики,

— развитие дыхания и силы голоса.

Оборудование:  зеркала, слоговая таблица, образ букв Б и П,

таблица характеристики звуков, шаблоны прописных букв,

карточки слов (изменение по падежам),

карточки текста с пропущенным окончанием,

карточки-названия падежей с вопросами,

картинки животных (корова, собака, кошка, коза),

карточки частей тела животных, карточки животных с детёнышами,

карточки животных с кормом,

сюжетная картина «Дедушкин подарок»,

компьютерная программа «Дельфа-142».

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед:

— Добрый день, ребята!

День учебный продолжается и занятие начинается.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,

вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.

Подготовительный  этап:

Логопед:

— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для   языка:

«Индюк болбочет», «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».

— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук

ААА,  вдох-выдох: ООО, вдох-выдох: ЫЫЫ,  вдох-выдох:

УУУ,    вдох-выдох: ЭЭЭ.

— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть).

 

Основной этап

Акустико-артикуляционная характеристика

Логопед:

— Маленькие мышки, серенькие шубки, длинные хвосты, пищат: пи-пи-пи.

— Пистолет пугает мух. Говорит он громко: бух!

— Ребята, как мышонок пищит? (Пи-пи-пи)

— Как пистолет пугает? (Бух-бух).

— Сегодня мы продолжим работу по различению согласных Б и П.

— Возьмите зеркала и произнесите звуки Б и П. Какие это звуки, чем они похожи, чем отличаются?

Ответы детей: это звуки согласные. Во рту существует преграда, губы сжимаются и разжимаются, язык неподвижен, струя воздуха – короткая, прерывистая. Звук П – глухой, звук Б – звонкий.

Логопед:

— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).

-Вспомним стихотворение про букву Б:

«Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком».

— Вспомним букву П: «Буква П – дверной проём».

 

Развитие  фонематических процессов

Логопед:

— Прочитаем слоги парами по таблице: с буквой Б – громко, с П – тихо.

(БА-ПА, БО-ПО, БУ-ПУ, БЫ-ПЫ, БЭ-ПЭ).

— Сейчас повторите за мной слоги наоборот: ПА –(БА), ПО-(БО), ПЫ-(БЫ),     ПУ –(БУ), ПЭ-(БЭ).

— Пропишем в воздухе маленькие буквы Б и П.

— Обводите по пунктирным линиям на листочках буквы Б или П, когда услышите эти звуки в словах: слабый, грубый, крупный, колобок, колбаса, дупло, капли, сапоги, лопата, каблук.

— Продолжаем обводить буквы, услышав звуки в предложении:

На траву поставили бочки. На деревьях набухают почки.

Повалился старый забор. На воротах крепкий запор.

— Проверяем, сколько звуков Б вы услышали и обвели букв (8), сколько П (10).

 

Физкультминутка:

— Встанем, отдохнём – услышав звук Б, поднимаем руки вверх, на П – опускаем вниз: П, Б, П, П, Б, ПА, БЫ, БЭ, ПУ, АП, ОП, альбом, папка, бумага, портфель, банан, капуста, яблоко, репа. У Бори старший брат Павлик. На полке стоит букет цветов.

 

Развитие лексико-грамматического строя речи

Логопед:

— Молодцы, садимся и отгадываем загадки:

«Мягкие лапки, а в лапках царапки». Кто это? (Кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, хвост колечком». Кто это? (Собака)

«Голодная – мычит, сыта – жуёт, деткам молоко даёт». Кто это? (Корова)

«Идёт, идёт, бородой трясёт. Травки просит: ме-ме, дай-ка вкусной мне-мне». Кто это? (Коза)

— Назовите одним словом: корова, коза, кошка, собака – кто это? (Это домашние животные).

-Почему их так называют?

Ответы детей: они живут возле человека, он кормит их, строит им жилища, заботится о них, а животные приносят ему пользу.

— Слова корова, кошка, собака, коза отвечают на вопрос Кто? И в Именительном падеже имеют окончание А.  (Запись на доске).

— Возьмите карточки и допишите окончания в словах в первой строке с вопросом Кто? (-а).

Дети дописывают окончания:

Кто?                   коров…,  коз…,   кошк…, собак…

— Назовите, у Кого из животных есть рога? (у коровы), у Кого есть усы (у кошки), у кого бородка (у козы), у кого хвост колечком (у собаки).

— Давайте повторим: рога (у кого?) у коровы, усы (у кого?) у кошки, бородка (у кого?) у козы, хвост колечком (у кого?)  у собаки.

— Слова в Родительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания —Ы, -И.  (Запись на доске)

— Допишите в карточках окончания в словах во второй строчке с вопросом Кого?

у Кого?              у  коров…, у коз…,  у кошк…, у собак…    

— А сейчас поиграем в игру: «Кому дадим какую пищу». Соединим корм стрелочками с животным:  

К о м у ?

  

ispp

— Кому дадим капусту? (козе). Кому косточку? (собаке). Кому травку? (корове). Кому рыбку? (кошке).

— Существительные в Дательном падеже отвечают на вопрос Кому? И имеют окончания – Е. (Запись на доске)

— Допишите окончания в словах с вопросом Кому? В третьей строчке:

Кому?                коров…,  коз…,   кошк…, собак…

-А сейчас вспомним, как называются детёныши животных. Посмотрим на картинки и назовём с Кем? они нарисованы.

— Телята (с Кем?) с коровой, козлята (с Кем?) с козой, котята (с Кем?) с кошкой, щенки (с Кем?) с собакой.

— Повторим с Кем? (Коровой, козой, кошкой, собакой). Существительные в Творительном падеже отвечают на вопрос Кем?  И имеют окончания –ОЙ.

— Допишите окончания в словах с вопросом  Кем? В четвёртой строчке:

 Кем?                  коров…,  коз…,   кошк…, собак…

 

Физкультминутка:

Поиграем с пальчиками в игру «Пять телят»:

Этот телёнок пьёт молоко.

Этот телёнок ушёл далеко.

Этот телёнок травку жуёт.

Этот телёнок копытами бьёт.

Этот телёнок мычит: «Почему все разошлись, скучно мне одному!»

Логопед:

— Сейчас рассмотрим картину «Дедушкин подарок». Назовите Кого? Вы видите из домашних животных. Кого видим?

Ответы детей: Я вижу корову, козу, кошку, собаку.

— Существительные в Винительном падеже отвечают на вопрос Кого? И имеют окончания –У. (Запись на доске).

— Допишите окончания  -У в словах с вопросом Кого? В пятой строчке:

 

Кого (вижу)?                 коров…,  коз…,   кошк…, собак…

— Давайте повторим: о Ком? Мы сегодня с вами разговаривали

(О корове, о собаке, о кошке, о козе).

— Существительные в Предложном падеже отвечают на вопрос о Ком?  И имеют окончания –е.  (Запись на доске).

— Допишите окончания –е  в словах с вопросом о Ком? В шестой строчке:

о Ком?              о  коров…, о коз…,  о кошк…, о собак… 

 

 

Работа с текстом:

-Прочитайте предложения, вставьте пропущенные окончания. Спишите, подчеркните буквы  Б – двумя чертами и П – одной чертой.

У бабушки в деревне жила коров…  Пеструха. Бабушка  давала коров… свежее сено. Каждый день доила свою  коров….  У коров…  Пеструхи было много молока. Бабушка гордилась любимой коров…  и рассказывала о коров…  внучатам, угощала их молоком, сметаной, творогом.

 

Закрепление материала:

— Давайте повторим, какие  падежные окончания имеют существительные в единственном числе. (Чтение таблицы на доске).

— С какими звуками работали? Какие они, чем отличаются?

-Закрепим дифференциацию звуков Б и П на компьютерной игре  «Дельфа-142»:  «Какая картинка начинается с той же буквы?»  (Буквы. Картинки).

— Закрепим употребление слов в предложении на компьютерной игре: «Выбери правильную форму слова». (Предложение. Выбери форму слова)

 

 

учитель-логопед

Замятина Наталья Владимировна

ГКОУ СО «СКОШИ 111», г. Екатеринбург

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart