Логопедическое занятие «Домашние птицы»



Логопедическое занятие «Домашние птицы»

(2 класс, учащиеся с легкой умственной отсталостью)

Цель: актуализация словаря детей по теме «Домашние птицы”

Задачи                                                                                                                                                                   

1. Коррекционно-образовательные задачи:

  • уточнение и расширение словаря по теме “Домашние птицы”;
  • систематизация представлений детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, членах птичьих семей,  как они подают голос.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

  • развитие и коррекция грамматического строя речи: совершенствовать умение учащихся образовывать существительные в единственном и множественном числе, согласовывать прилагательные с существительными, составление простых распространенных предложений;
  • развитие связной речи с опорой на наглядность.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формирование навыков сотрудничества в коллективном выполнении;
  • воспитание любви к домашним птицам.

Оборудование:

  •    предметные и силуэтные картинки;
  •    лото «Найди детенышей»;
  •    пособия для проведения  дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, упражнений для пальчиков.

Ход занятия                                                                                                                                         

1.  Организационный момент.

Приветственное слово логопеда. Формирование временных представлений:

Какой сегодня день недели?  Какое сегодня число?  Месяц? Время года?

2. Развитие мелкой моторики:                                                                                            

«Ладошка-ребро-кулачок» Чередовать положения ладоней.
«Дети бегут наперегонки» Указательные и средние пальцы «бегут» по столу.
«Коза» Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки.
«Очки» Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
«Зайцы» Вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить.
«Деревья» Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.

 

 

3. Развитие артикуляционной моторики.

Упражнения проводятся с учетом психофизических особенностей учащихся, с оказанием индивидуальной помощи. Упражнения: «Чашечка», «Лопата», «Часики», «Орешки», «Лошадка».

 

4. Упражнения   на развитие дыхания

Дыхательные упражнения                                                                                                                               

  •      Вдох через нос, на выдохе произнести  С, С, С…
  • … на выдохе произнести З, З, З …
  • … на выдохе произнести а, а, а…
  • … на выдохе произнести   а  о  у
  • … на одном выдохе произнести три слога: ДА   ДА   ДА      ГА   ГА   ГА

 

5.  Лексико-грамматические игры и упражнения. Тема «Домашние птицы»

    Загадки:

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду, боюсь, кто это?

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает.

Живу во дворе, пою на заре. Громко кричу, детям спать не даю. На голове гребешок.

Кто это?

Учащиеся отбирают предметные картинки, прикрепляют к доске.

Ребята, как можно одним словом назвать  гуся, курицу, петуха? (Это птицы).

Почему вы решили, что это птицы?

(Потому что у них есть клюв,  крылья, тело, покрытое перьями, две ноги)

 Живут эти птицы рядом с человеком, он кормит их, лечит, чистит жилища птиц.  На прошлом занятии  вы уже говорили, какие это птицы

(Это домашние пиццы).

 Игра «Собери картинку»

Дети собирают из частей картину с изображением петуха и гуся.                                                                                                                                                                                             Беседа: Чем они похожи эти птицы? Чем отличаются?

6. Динамическая пауза

Стихотворение с движениями «Петушок»

Шел по берегу петух.

Вдруг споткнулся –

В речку…плюх!

Поделом тебе!.

И впредь

Будешь под ноги смотреть!

 

Д)  Давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы.

Игра «Детки потерялись»

Учащиеся с помощью стихов-подсказок находят мам и птенцов,  строят простые предложения:                                                                                                                                               У курицы  птенцы – цыплята.

У гусыни птенцы – гусята.

Итог игры: «Цыплята, гусята — это детеныши, они маленькие».

Логопед обращает внимание детей, на то, что еще не все члены птичьих семейств собрались. Не хватает пап (гуся, петуха). Дети называют и прикрепляют предметные картинки. 

                                                                                                                                       Образец:

петух – курица – цыпленок, цыплята;   гусь – гусыня – гусенок, гусята

 

Е) Составление предложений и схем.                                                                                          Образец:                                                                                                                                            Курица и  три цыпленка клюют травку.

Гусь, гусыня и гусята гуляют.

 

Ж) Ребята,  представьте, что к птенцам крадется кошка….Как  птицы подадут голос, будут прогонять зверя?                                                                                                                     Петух   громко и звонко кукарекает.

Курица  кудахчет, квохчет.

Гусь и гусыня  громко  шипят

Цыплята и гусята пищат.

 

З) Игра «Угадай по описанию»

Это домашняя птица. У нее красный гребень и красная бородка, большой красивый хвост, острый клюв. Эта птица не умеет плавать.

Это домашняя птица. У нее длинная шея, красные лапки.  Эта птица при ходьбе переваливается с боку на бок. Эта птица  умеет плавать.

8. Итоги. Поощрение учащихся.

 

Саблина Антонина Александровна,

учитель-логопед I кв. категории

СКОШИ  №111, г. Екатеринбург




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart