Нейрогимнастика для дошкольников с нарушением речи



 В статье рассматриваются возможности применения в коррекционной логопедической практике такого кинезиологического направления, как нейрогимнастика, способствующая развитию межполушарного взаимодействия у дошкольников с нарушениями речи, ее возникновение и сочетание с другими известными техниками.

В настоящее время отмечается рост числа дошкольников с осложненным статусом в виде минимальных мозговых дисфункций, приводящих к нарушению развития высших психических функций и, прежде всего, речи.

Особенности протекания психических процессов у таких детей специфичны: восприятие фрагментарное, внимание неустойчивое, память кратковременная, мышление преимущественно конкретное, практическое.  Речь дошкольников с ММД также имеет свои особенности в виде  нарушений звукопроизносительной, лексико-грамматической, фонетико-фонематической  составляющих средств языка и связной речи. Кроме того,  у таких детей также наблюдаются несформированность моторных навыков, сложности саморегуляции, восприятия и реализации  выполнения инструкций, быстрая утомляемость и эмоциональная истощаемость.

Известно, что в основе деятельности  высшей нервной системы лежит слаженное взаимодействие работы двух полушарий головного мозга, при этом левое отвечает за аналитику, рациональность, логику, речь, движение, в то время как правое – за синтез, воображение, память, творчество, визуализацию.  Синхронная работа двух полушарий свидетельствует о высокой успешности протекания всех процессов высшей нервной деятельности и психических функций. Иными словами, совершенствуя межполушарное взаимодействие, можно достичь значительных результатов в развитии и коррекции речи и всех основных психических процессов.

Именно это лежит в основе такого направления в работе с дошкольниками с нарушениями речи, как кинезиология, в которой когнитивные и двигательные методы применяются в комплексе, с учетом их взаимодополняющего влияния, что  позволяет осуществить системный подход к коррекции речевого, психофизического и сенсомоторного развития ребенка.

Основоположником  образовательной  кинезиологии считается П. Деннисон, разработавший в начале восьмидесятых годов прошлого столетия восстановительную программу «Гимнастика мозга»,  применявшуюся в педагогических целях для улучшения обучения детей с отклонениями в развитии. Двумя десятилетиями ранее Д.  Гудхартом было введено понятие прикладной кинезиологии, как вида альтернативной медицины, основанной на практиках древних индейцев.

Истоки кинезиологии можно проследить во многих известных философских системах древности. Около 2700 г. до н.э. в древнекитайской системе Конфуция придавалось большое значение роли определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Отражение этого можно найти и в древнеиндийской йоге, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей через баланс движений тела и своего внутреннего состояния. А 2300 лет назад  Аристотель в своих естественнонаучных трудах «Части движения и перемещение животных» заложил основу того, что в дальнейшем станет  наукой биомеханикой.

В России исследования в направлении под названием Биомеханика человека велись еще в начале прошлого века такими учеными, как П.Ф. Лесгафт, Н.А. Бернштейн, и продолжились в работах В.М. Бехтерева,  И.П. Павлова.

Однако и в русской народной культуре с самого раннего детства применялись специальные органичные техники,  сочетающие движения ребенка с речью, ритмом, тактом, игрой. Свидетельством тому являются малые фольклорные формы: детские пестушки, потешки, прибаутки, заклички, в которых двигательные и когнитивные методы используются естественно, комплексно, образно.

В современных условиях комплекс корректирующих кинезиологических упражнений получил название нейрогимнастики, развивающей межполушарное взаимодействие и способствующей оптимизации деятельности мозга через физические движения.

Упражнения нейрогимнастики состоят из четырех блоков:

Первый блок содержит срединные упражнения, направленные на пересечение средней линии тела, способствующие синхронной работе парных частей тела, т.е. интеграции работы двух полушарий;

Второй блок – растягивающие упражнения, способствующие нормализации мышечного тонуса, расслаблению сухожилий, растяжению мышц, снятию напряжения, улучшению внимания и концентрации.

Третий блок – энергетические упражнения, представляющие движения, направленные на повышение энергии тела. Они обеспечивают необходимую скорость протекания нервных процессов между клетками головного мозга, увеличивают энергетику и тонус коры головного мозга.

Четвертый блок – стабилизирующие упражнения, направленные на повышение настроения, позитивного мышления и эмоционального фона. Они оптимизируют и стабилизируют нервные процессы, улучшают эмоции, контроль и саморегуляцию деятельности.

Основные элементы комплекса:

            Растяжки, нормализующие тонус мышц опорно-двигательного аппарата;

 Дыхательные упражнения, улучшающие ритмику организма, его энергонаполняемость, развивающие самоконтроль и произвольность;

Глазодвигательные упражнения, позволяющие улучшить зрительное восприятие, увеличить поле зрения, активизировать межполушарное взаимодействие;

Пальчиковые упражнения для развития тонкой моторики рук, стимулирующие определенные речевые зоны головного мозга;

Массаж, направленный на биологически активные точки, как проекции определенных зон воздействия;

Двигательные упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие, позволяющие снимать непроизвольные движения и мышечные спазмы;

Релаксирующие упражнения, способствующие расслаблению, снятию напряжения, эмоционального стресса.

Комплексы упражнений нейрогимнастики в сочетании с кинезиологическими нейроиграми, знакомыми с самого раннего детства каждому ребенку по мотивам русского народного творчества, создают базу успешного обучения и коррекции речевого и психофизического развития дошкольников с нарушением речи.

Татьяна Геннадьевна Скворцова,

учитель-логопед МБДОУ

«Детский сад № 91»

г. Новокузнецк

 

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart