Творческая мастерская логопеда «Мои первые педагогические находки»
Творческая мастерская логопеда: «Мои первые педагогические находки. Методики и приемы логопедического массажа.»
Презентация для молодых педагогов (содержит логопедический массаж)
Автор-составитель: Макарова Мария Николаевна учитель-логопед МБДОУ д/с №50 г.Красногорск
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В.А.Сухомлинский
В.А. Сухомлинский придерживался мнения, что педагогика не только наука, но и искусство. Без игры, творческого подхода к детям, нет и не может быть полноценного умственного развития. Для детей с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Основная цели и задачи использования данных методов:
— формирование интереса к обучению у детей;
— мотивация к процессу обучения;
— обогащение словарного запаса;
— устранение дефектов произношения;
— развитие мелкой, общей, артикуляционной моторики;
— развитие познавательных процессов: зрительного внимания, слухового внимания, слуховой и зрительной памяти, логического мышления
Меня заинтересовал логопедический массаж. Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных речевых нарушений.
Правильный подбор массажных комплексов и приемов логопедического массажа языка способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что приводит к улучшению состояния произносительной стороны речи.
Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно важно его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет возможности выполнять определенные артикуляционные движения. Логопедический массаж могут осуществлять логопед, дефектолог, инструктор ЛФК, который прошел специальную подготовку.
Существует много разновидностей методик логопедического массажа и приемов логопедического массажа, но я расскажу, какие использую в своей коррекционной работе:
1) В своей работе я использовала методику логопедического массажа, с помощью зубной щетки, изложенную в книге Инны Карелиной « Логопедический массаж при различных речевых нарушениях». Проводится массаж с помощью зубной щетки средней жесткости, способствует нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и точности движений. Метод прост и эффективен. Как правило, дает хороший результат.
2) Зондовый массаж по методике Новиковой Елены Викторовны. В основе метода лежит особый массаж мышц языка, губ, щек, скул, мягкого неба с помощью комплекта специальных зондов.Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.(Приложение №2)
3) Игровой самомассаж лица — это массаж который выполняет сам ребенок. Проводится как дополнение к основному массажу. Цель такого самомассажа – нормализация мышечного тонуса. Проводится самомассаж в игровой форме, подбирается на каждую лексическую тему. Также очень эффективен у детей с речевыми нарушениями, т.к. задействована и мелкая моторика, и артикуляционная.
4) Для развития мелкой моторики использую прищепочный пальцевой массаж и массаж шестигранными карандашами, которые помогают при автоматизации звуков. Ведь не зря фраза Сухомлинского: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» почти стала пословицей. Поэтому следующая моя находка переделана из игры «Кто быстрее смотает веревочку», которая обычно использовалась на соревнованиях по физкультуре, когда к длинной веревке с двух сторон привязаны две палочки. На середине веревки – яркая отметка. Кто быстрее намотает свою часть веревки на палку. Я же использовала не палочки, а карандаши, на которых привязаны шнурки, и мотает их один ребенок, а не двое, использую это пособие для автоматизации звуков и развития мелкой моторики.
Массаж необходимо сочетать с артикуляционной гимнастикой. Мне помогает игрушка — мышка Берта. Использую в качестве сюрпризного момента, когда дети знакомятся с органами артикуляции. Помогает на индивидуальных занятиях по постановке звуков и проведении артикуляционной гимнастики.
Эти методы, я считаю, очень эффективны и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи данные методы, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
«Учение — это труд, серьёзный труд ребёнка, следовательно, оно должно быть радостью, потому что труд, успех в труде, преодоление препятствий в труде, его результат — всё это надежные источники человеческой радости».
В.А.Сухомлинский
Массируемые мышцы языка | Направление движения | Тип движения |
Продольные мышцы | От корня или средней части к кончику | поглаживающие |
Вертикальные мышцы | От корня языка к кончику и обратно | Ритмичное надавливание, проведение щетиной зубной щётки |
Поперечные мышцы | Из стороны в сторону, продольно и зигзагообразно | поглаживающие |
Активизация мышц | От корня к кончику | Вибрирующее с помощью шпателя или щетины зубной щётки |
Подъязычная уздечка | Снизу вверх до лёгких болевых ощущений | потягивание |
Приложение №2
Приемы логопедического массажа языка (направление массажных движений).
- Поглаживание языка в различных направлениях:
- от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы);
- от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы);
- круговые, спиралевидные движения.
- Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы).
- «Прокачивание» — легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).
- Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком).
- Покалывание языка (игольчатым зондом).
- «Перетирание» языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).
Список использованной литературы.
1. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП.—М., 1997
2. Белая К.А. Массаж лечебный и оздоровительный. — М., 1998.
3.Инна Карелина: Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Практическое пособие. Из-во: Гном, 2014 г.
4. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: Наглядное практическое пособие. — М., 2000.
5.Османова Г.А., Позднякова Л.А. «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений» С.-П., ИПЦ «КАРО»-3013г.
6. Приходько О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии // Развитие и коррекция. — 1999.
Свежие комментарии