Записки логопеда. Часть 9. «Почему заикание не проходит?»



Почему заикание  не проходит?

 

pochemy-zaikanie-ne-prohoditКо мне в кабинет вошли сияющие родители и торжественно объявили: «Наталья Игоревна, здравствуйте! Мы о Вас узнали от семьи Вари С., они передавали Вам огромный привет!»

С Варюшей мы занимались почти год и скорректировали общее недоразвитие речи, что было делом нелегким.  И вот на пороге  появился Дима – Варин друг и сосед по даче.

Но у Димы совсем другая история, он сильно заикается. Оказалось, заикание возникало дважды на фоне стресса и сильных эмоций, но потом почти уходило. А в этот, третий  раз,  заикание само собой не прошло. Родители связали этот эпизод с поведением няни. Няню рассчитали, а заикание осталось.  В этот раз к заиканию добавились лицевые судороги…

А Диме через 3 месяца идти в первый класс и я знаю, что если не заняться коррекцией сейчас, заикание может еще более усугубиться в первом классе!  Ведь адаптация первоклассника — это своеобразный стресс для организма.

«Почему же заикание не проходит, раньше ведь проходило  само собой?» — удивлялись родители.  Пришлось долго беседовать с родителями  о том, как заниматься, как общаться  с Димой и друг с другом, чтобы результат от наших занятий не заканчивался дверьми логопедического кабинета. Посоветовала посетить невролога, убрать провоцирующие факторы, скорректировать речевую нагрузку и манеру речевого общения с ребенком,

К счастью, Димины родители оказались думающими и внимательными, и мы вместе принялись за дело!  Они выполняли домашние задания с Димой, учились разговаривать с сыном в определенном ритме, ошибались, спорили со мной, задавали вопросы. Долго не могли понять, почему я требую выполнять задания в специальной тетрадке, вклеивать картинки  и составлять предложения, вписывать их в тетрадь. И зачем им все эти речевые упражнения? «И для чего тетрадка? Зачем все эти картинки?  Вот же, мы тут все сделали» — пытались расправить они слегка  пожеванный и чем-то закапанный листочек бумаги.

 

Но соседка Варя своим примером  каждый раз подтверждала силу-мощь логопедического воздействия и мой авторитет был непоколебим!:)  Каждый раз я с успехом привычно отражала натиск недоумения и жалоб.

Сын жаловался на папу, который, оказывается, «громко кричал на занятиях». Папа краснел от напряжения и жаловался на сына, который доводит его до «белого каления своей бестолковостью».  Мама нерешительно жаловалась на обоих, перебегая от одного лагеря к другому.  Каждое занятие они начинали с «разбора полетов» между членами семейства с взаимными упреками и обвинениями. Я выступала «третейским судьей» и пыталась в меру сил и отведенного времени выправить ситуацию. То есть начался нормальный живой процесс работы логопеда.  Тут, знаете ли, тихо да гладко не бывает.

Что мы только не делали на занятиях: и логопедический массаж,  и всевозможные упражнения, и релакс-музыку использовали. Я даже привозила в клинику свой ноутбук со специальной программой для коррекции заикания.  А как иначе, исправление заикания — комплексный процесс и здесь мелочей не бывает.  Постепенно все наладилось.  Сын стал спокойнее, а мама научилась балансировать между «двух огней» так виртуозно, что занятия даже как-то сплотили всю семью.  И неврологическое лечение конечно же подключили.

И Дима стал потихоньку справляться с запинками, ситуация улучшилась!  Мы уже начали выходить на «гастроли» в регистратуру: Диме нужно было самому записаться на следующее занятие, обсудить время визита и передать все это родителям.  Администраторы с радостью мне подыгрывали, серьезно задавали Димуле разные вопросы и, кажется, тоже были довольны возложенной на них почетной «миссией».

И вот уже Дима стал получать задания общаться с незнакомыми людьми на улице, используя технику речи, отработанную на наших занятиях. Дима спрашивал дорогу, время, номер автобуса, покупал билеты в кино, делал покупки в магазине. А на следующем занятии я принимала «отчет» об очередном гастрольном выходе «в люди». 🙂

Он уже не боялся говорить с незнакомыми людьми и говорил с ними почти без запинок. И каждый раз, когда справлялся с задачей, был очень горд! Он смог, у него почти нет запинок и он говорит хорошо! «А я уже и не заикаюсь!»  —  радовался и даже как-то «задавался» мой ученик.  Вот мол, какой я «крутой» теперь парень! 🙂

Ну а потом Дима переехал ближе к своей школе. Я дала рекомендации Диминой учительнице и напутствия его родителям.  Очень надеюсь, что наши успехи не пошатнутся и эффект окажется стойким. Знаете, до сих пор за него волнуюсь, как он там? Не вернулись ли запинки?

Надеюсь, что все у Димы хорошо!

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart