Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков [Р] – [Л] в слогах, словах и предложениях»



Индивидуальное логопедическое  занятие на тему: «Дифференциация звуков [Р] – [Л] в слогах, словах и предложениях»

 

                            Подготовила:
           учитель-логопед
МКОУ «Толпинская СОШ»
                                                   Фомина Е. А.

 

Тип урока: индивидуальное логопедическое занятие.

Цель: развитие слуховой, кинетической и кинестетической дифференцировки звуков [р] – [л].

Задачи: Образовательные:

  • закрепление знаний о механизме образования звуков [р]-[л];
  • обогащение словарного запаса.
  • развитие фонематического восприятия на акустические образы

Коррекционно-развивающие

  • закрепление правильного произношения звуков изолированно, в слогах, в словах, в предложении.
  • развитие моторики и подвижности артикуляционного аппарата;
  • формирование нужных артикуляционных движений для данного артикуляционного уклада;
  • развитие слухоречевого восприятия, внимания, памяти.
  • Воспитательная
  • воспитание интереса к занятиям, трудолюбия, настойчивости.

Планируемые результаты:

Учащийся имеет представление:

  • о механизме образования звуков [Р]-[Л];
  • О важности выполнения артикуляционных, дыхательных и пальчиковых упражнений на начальном этапе занятия.

Учащийся знает:

  • артикуляционную характеристику звуков;
  • различия между звуком и буквой;

Учащийся умеет:

  • выполнять артикуляционную, дыхательную гимнастику;
  • выполнять игровые задания и упражнения;
  • правильно произносить звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложении;
  • различать на слух звуков [Р]-[Л];
  • составлять предложение.

Ход занятия:

  1. Психогимнастика.

— Мы пойдем с тобой гулять в сказочный лес. Мы пойдем спокойно, не торопясь, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы леса. Вокруг высокие сосны, мы ими полюбуемся. Мы слышим, как под ногами снежок. Вдохнем полной грудью чудесный лесной воздух – и выдохнем. Вдохнем и выдохнем. Тут из-за дерева выглянул луч солнца и попал тебе на лицо. Сильно – сильно зажмурь глаза, напряги лицо. Еще сильнее. Держим напряжение. Держим. Спрятался лучик — расслабили лицо и глаза. Как приятно! А вот с сосновой ветки тебе на ручки упал холодный снег. Холодно. Напряги ручки. Расслабь. Напряги. Расслабь. Ручки согрелись. Теперь нам пора возвращаться в кабинет. Открой глазки. Мы вернулись.

— Сегодня у нас не простое занятие, а путешествие по сказочному лесу. Под сосенками мы будем находить задания, с которыми нужно будет справиться. Но для начала давай выполним артикуляционную гимнастику.

 

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • Упражнение «Лошадка».
  • Упражнение Дятел».
  • Упражнение «Комарик».
  • Упражнение «Балалайка».
  • Упражнение «Заведи мотор».

 

  1. Механизм образования звуков [Р] -[Л].

Давай произнесем звук [р] и посмотрим, где находится язычок. (Язык широкий. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Передний край языка поднят к альвеолам и соприкасается с ними во время вибрации. Вибрация кончика языка происходит под напором воздуха. Поступившего из гортани в ротовую полость. Мягкое небо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют).

— А теперь звук [л]. Где находится язычок? (Кончик языка слегка поднят и смыкается с верхними резцами. Корень языка в положении гласного Ы (приподнят) и отодвинут назад, средняя часть опущена и принимает ложкообразную форму. Края языка не примыкают к коренным зубам, оставляя проход для воздуха. Мягкое нёбо поднято. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.)

 

  1. Дифференциация в слогах.

— Повтори за мной слоги:

Ра-ла    ла-ра

Ро-ло    ло-ро

Ру-лу    лу-ру

Ры-лы   лы-ры

 

  1. Дифференциация в словах.

Назови предметы, которые ты видишь на картинке:

  1. Пальчиковая гимнастика.

Давай немножко отдохнем, выполнив упражнения для пальчиков.

1) «Упражнение «В гости».

В гости к пальчику большому

(пальцы сжать в кулачки, поднять вверх большие пальцы обеих рук)

Приходили прямо к дому

(две ладони сомкнуть под углом – «крыша»)

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим пальцем)

А мизинчик-малышок

(все пальцы сжаты в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(постучать кулачками друг о друга)

Вместе пальчики-друзья.

(ритмично сжимать пальцы в кулачки и разжимать)

Друг без друга нам нельзя!

(соединить руки в «замок»)

 

2) Упражнение с мячом-ёжиком.

Я мячом круги катаю,    (мяч между ладоней)

Взад-вперед его гоняю   (смена рук)

Им поглажу я ладошку  (соответственно)

Будто я сметаю крошку   (смена рук)

И сожму его немножко  (сжимаем мяч)

Как сжимает лапу кошка   (смена рук)

Каждым пальцем мяч прижму  (соответственно)

И другой рукой начну.        (смена рук)

А теперь – последний трюк:  (перебрасывание мяча из руки в руку)

мяч летает между рук!

 

  1. Дифференциация в предложение.

— Прочитай предложение и закончи его.

Рома распевал романсы, и Алла ему подпе… .
Волк выл громко на луну, и волчица вы… громко на луну.
На лугу скакал зайка, а за ним бежа… Лайка.

 

  1. Рефлексия.

— На этом наше занятие закончилось.

Если ты считаешь, что наша прогулка была полезной, и тебе понравилась, возьми себе солнышко. Если нет, тучку.

 

Список используемой литературы:

  1. Жукова Н. С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи/ Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2013. – 120 с.: ил.
  2. Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо, 2006. – 174 с..
  3. Крупченко О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: издательский Дом «Литера», 2013. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).



Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart