Конспект День защитника Отечества
Конспект занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи для учащихся 4-х классов с лёгкой умственной отсталостью.
Тема: «День защитника Отечества»
Цели:
Образовательные:
— закрепить представления о празднике День защитника Отечества,
— закрепить употребление в речи имён и отчеств отцов,
— активизировать словарь названиями военной техники, военными профессиями,
— закрепить знания о звуках Л и Ль, навыки правильного произношения и различения звуков в слогах, словах, предложении,
— закрепить навыки звуко — буквенного анализа;
Коррекционные:
— развитие фонематических процессов (слуха и восприятия),
— развитие мелкой и артикуляционной моторики,
-развитие мимической мускулатуры,
— развитие дыхания и силы голоса,
— развитие связной речи путем составления рассказа,
— воспитание чувства уважения к родным.
Оборудование: зеркала, слоговая таблица, образ букв Л и Ль,
таблица характеристики звуков,
план для составления рассказа,
карточки артикуляционных упражнений,
предметные картинки военные профессий,
предметные картинки военной техники,
— фишки для звукового анализа, шнурки,
— фотографии отцов или братьев.
Ход занятия
Орг. момент.
Логопед:
— Добрый день, ребята!
— День учебный продолжается и занятие начинается.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
Подготовительный этап.
Логопед:
— Изобразим «Солнышко» ( Улыбается, грустит, злится, печалится.)
— Возьмите зеркала. Выполним упражнения для языка:
«Индюк болбочет», «Лягушка», «Трубочка», «Качели», «Часики».
— Глубоко вдохнём и на выдохе протянем гласный звук
ААА; вдох-выдох: ООО; вдох-выдох: ЫЫЫ; вдох-выдох:
УУУ; вдох-выдох: ЭЭЭ.
— Почему эти звуки называются гласными? (Воздух выходит свободно, их можно петь, тянуть)
Основной этап. Акустико-артикуляционная характеристика.
Логопед:
— Сегодня на занятии мы будем различать два звука, послушайте стихотворение и выполните движения:
«Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается.
По бокам от языка воздух пробивается.
Л – получится певучий, плавный, ласковый и звучный.»
— Какой звук Л, дадим характеристику (Согласный, звонкий, твёрдый)
— Произнесём мягко звук Ль. Какой звук? (Согласный, звонкий, мягкий)
— Поиграем в «Самолёты»:
Самолёт, самолёт, он готов уже в полёт,
полетит он над полями, полетит он над лесами.
— Полетели большие самолёты – ЛЛЛЛ, маленькие – Ль Ль Ль Ль.
Работа с буквой
Логопед:
— Звуки мы слышим и произносим, а видим, читаем и пишем – что? (Буквы).
— Посмотрите на букву Л, напишите её в воздухе, сложите из шнурка.
— Прочитайте слоги по таблице сначала с твёрдым звуком Л: ЛА, ЛО, ЛЫ, ЛЭ, ЛУ,
сейчас с мягким – ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛИ, ЛЕ.
— Повторите за мной цепочки слогов: ЛА-ЛА-ЛЯ, ЛО-ЛЁ-ЛО, ЛЮ-ЛУ-ЛЮ.
Развитие фонематических процессов.
Логопед:
— Возьмём в правую руку синею фишку, в левую – зелёную. Если слышим звук Л – поднимаем правую руку с синей фишкой, если слышим звук Ль- поднимаем левую руку с зелёной фишкой:
Л, Л*, Л, Л, Л*, Л*, Л, Л; ЛА, ЛЮ, ОЛ, УЛЬ, ЭЛЬ, ЛО, ЛЁ; СМЕЛЫЙ, СОЛДАТ, ЗЕМЛЯ, ЛЮДИ, ЛЕТАТЬ, СЛАВА.
«Всем солдатам русским слава, благодарность и поклон,
Наша армия Россию защитит со всех сторон.
Пусть растут спокойно дети, и земля весной цветёт,
наша армия Россию от беды убережёт!»
Лексико-грамматическая работа.
Логопед:
— К какому празднику посвящено это стихотворение? (К Дню защитника Отечества).
-Что это за праздник? ( Поздравляем воинов, которые защищают нашу Родину).
— Перечислим военную технику по картинкам: КОРАБЛЬ, ВЕРТОЛЁТ, САМОЛЁТ.
— Отметит в этих словах количество слогов, место звука Ль.
— Берём фишки – слово, слоги, ставим ударение, отмечаем место звука Л*.
— Давайте перечислим по картинкам военные профессии, составим предложения.
— Кто это? Что он делает?
Дети:
Это подводник. Он плавает на подводной лодке.
Это танкист. Он управляет танками.
Пограничники охраняют границу.
Артиллеристы стреляют из пушек.
Лётчики летают на самолётах и вертолётах.
Моряки плавают на кораблях.
Логопед:
— В названиях каких военных профессий есть звуки Л, Ль (Артиллерист, лётчик)
Физ.пауза.
Мелкая моторика.
Логопед:
— Разучим стихотворение с движением пальчиков:
«Не допустят к нам войну (обе ладони от себя),
Защитят свою страну (руки соединить перед собой)
Пограничник, вертолётчик, врач военный и танкист,
а ещё десантник, лётчик, снайпер и артиллерист.
Работа с предложением.
Логопед:
— Составим предложение из фишек: «Моряк служит на корабле».
— Повторим правило предложения: первая буква в предложении большая, каждое слово пишется раздельно, в конце ставится точка.
— Отметим фишками место звуков Л, Ль в этом предложении.
— Разберём предложение: «Лётчик летает на вертолёте», составим схему предложения, отметим фишками место звуков Л, Ль в этом предложении
Составление рассказа.
— Покажем фотографии пап или братьев, составим рассказ о них по плану:
Как зовут? (Имя, отчество)
Какой он? (Называем признаки)
Чем занимается? (Перечисляем действия)
Где служил? (Называем военную профессию, войска)
Домашнее задание.
— Списать стихотворение, отметить букву Л:
«Землю родную, поля, города, не отдадим мы врагу никогда.
Армия наша крепка и сильна, зорко страну охраняет она.»
— Выучить стихотворение на мелкую моторику.
Итог занятия
— Какие звуки мы сегодня изучали? Какие они?
— О ком мы сегодня говорили? (О защитниках Отечества)
— За работу на занятии можно поставить следующие оценки…
учитель-логопед
Замятина Наталья Владимировна,
ГКОУ СО «СКОШИ 111»,
г. Екатеринбург
Свежие комментарии