Логопедическое занятие-развлечение: «Как мы посуду искали»



Логопедическое занятие-развлечение: «Как мы посуду искали»

 логопедическое  занятие-развлечение

по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи

 

Автор-составитель:

Косенко Тамила Николаевна
учитель-логопед
специалист 1 категории

 

Коррекционно-образовательные цели:

обобщить представления о посуде, ее назначении, частях, из которых она состоит;

закрепить в речи существительное с обобщающим значением посуда; уточнить и расширить словарь по теме; совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употреблять существительные в форме родительного падежа; составлять предложения по двум опорным словам.

 

Коррекционно-развивающие цели:

развивать диалогическую речь, речевое и физиологическое дыхание, артикуляционную, тонкую и общую моторику, фонематическое восприятие, зрительный гнозис, конструктивный праксис, чувство ритма и силу голоса.

 

Коррекционно-воспитательные цели:

формировать навыки сотрудничества, инициативности, воспитывать бережное отношение к вещам.

 

Словарь:

предметный: посуда, чашка, чайник, тарелка, самовар, ваза, кастрюля, миска, носик, ручка, донышко, крышка, ножка;

признаков: новая, чистая, блестящая, красивая, битая, деревянная, грязная, старая, мелкая, глубокая;

глагольный: жарить, варить, резать, мыть, кушать, сушить, протирать, убирать, готовить, ставить, тереть, крошить, рубить.

 

Оборудование:

«сухой» бассейн с фасолью, предметы посуды: самовар, кастрюля, ваза, чашка, супница, мольберт, деревянные ложки, прищепки, плоскостные цветочки, плоскостные изображения посуды с недостающими деталями, «зашумленная» картинка-загадка, плоскостные изображения предметов посуды с зеркалами, ширмы: «Озеро», «Паутина», мыльные пузыри.

 

Предварительная  работа:

Чтение сказок К. Чуковского «Федорино горе», «Муха-Цокотуха», разучивание пальчиковой гимнастики «Помощники», рассматривание посуды, частей, из которых она состоит, проведение беседы о назначении посуды.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ-РАЗВЛЕЧЕНИЯ

 

Логопед. Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.

Коммуникативная  игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, ручки!

Хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки!

Топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки!

Плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки!

Чмок-чмок-чмок!

Здравствуй, мой носик!

Бип – бип — бип!

Здравствуйте, гости!

Всем привет!

Логопед. Ребята, посмотрите внимательно вокруг! У меня такое впечатление, что кто-то побывал в нашей группе. И не просто побывал, а что-то усердно искал. Как вы думаете, кто бы это мог быть?

(дети предполагают.)

Логопед. Да, все может быть. Давайте мы проверим наш «Сухой» бассейн, может нам удастся что-то там найти.

Игровая технология «Сухой» бассейн – самомассаж рук.

1 упражнение. Мы фасоль возьмем

И немного перетрем.

Потрем, перетрем,

Может что-то там найдем.

2 упражнение. Вот какие силачи

С вами мы, ребята!

На ладошки нажимаем,

Наши пальцы упражняем.

3 упражнение. В прятки весело играем,

Пальцы в кулачки сжимаем,

Мы сжимаем, разжимаем,

В прятки весело играем.

Логопед. Удалось нам что-либо найти, ребята?

Дети. Нет.

Логопед. Как же быть? Как же узнать, кто же здесь побывал?

(появляется Федора)

Федора. Горе мне, беда случилась!

Логопед. Здравствуй, Федора! Что произошло?

Федора. Старая, глупая голова. Куда я подевала свою посуду? Из чего я буду пить? Из чего я буду есть? Украли! Украли все, что нажито непосильным трудом. Все украли.

Логопед. Успокойся, Федора, не паникуй.  Лучше скажи нам, ты свою посуду мыла?

Федора. Не мыла.

Логопед. Ты свою посуду била?

Федора. Била.

Логопед. Ты посуду закоптила?

Федора. Закоптила.

Логопед. У, Федора. Да твоя посуда просто убежала от тебя. И убежала как можно дальше.

Федора. А как же я теперь без нее? Ой, мне уже плохо: пульса нет, сердцебиение слабое, в глазах двоится, ничего не вижу, умираю.

Логопед. Ребята, давайте выручать Федору. Поможем ей найти посуду?

Дети. Да.

Логопед. Давайте отправимся в гости к сказке и постараемся отыскать беглецов.

Федора. Давайте!

Логопед. Федора, а что нам искать, ты помнишь?

Федора. Конечно, помню. Ой, наверное, не помню. Зато у меня есть список моего огромного хозяйства.

Логопед. Что здесь можно понять? Ах, Федора, Федора, нигде нет порядка.

Ребята, помогите мне разобраться, какие предметы посуды были у Федоры?

Упражнение «Зашумленные картинки»

(дети находят и называют изображения предметов посуды – самовар, кастрюля, ваза, чашка, супница.)

Логопед. Верно. Теперь, когда мы разгадали картинку-загадку, можно отправиться в путь-дороженьку.

Ритмическое упражнение «Лес»:

Перед нами темный лес  — хлопки в ладоши,

Полон сказок и чудес – шлепки по ногам.

Нужно вместе здесь держаться, — стучать кулачками

Дружно всем  перекликаться, – «замочек» из пальцев.

Упражнение «Эхо» — развитие силы голоса

Логопед (громко.) Ау!

Дети (тихо.) Ау!

Логопед (громко.) Вова!

Дети (тихо.) Вова!

Логопед (громко.) Лена!

Дети (тихо.) Лена!

Логопед (громко.) Маша!

Дети (тихо.) Маша!

(дети подходят к ширме «Паутина»)

Логопед. Вот мы и пришли. Ой, что за чудное создание? Кто подскажет мне названье? Свои сети расставляет, мух-букашек поджидает.

Логопед. Ребята, в какую сказку мы попали?

Дети. Муха — Цокотуха.

Логопед. Огромный паучище не только преградил нам путь, но и держит в своем плену прекрасную Муху Цокотуху. Давайте мы отвлечем паука. Поместим в другом уголке паутины другую муху, только не настоящую, а звуковую.

Звуковой анализ слова «муха»

(дети выкладывают слово «муха» фишками – мушками и паук переползает на другую сторону паутины, Муха-цокотуха улетает.)

Муха. Спасибо вам, ребята за мое спасение. Возьмите на память от меня … самовар.

Логопед. Спасибо.

Федора. Ой, какая красота! Заработали непосильным трудом, а главное – бесплатно!

Логопед. Бери, Федора, самовар!

Логопед. Отправляемся, ребята, дальше. Время не ждет.

Ритмическое упражнение «В чаще леса»:

Дальше по лесу шагали – на 1 и 2 строку приставные шаги с хлопками

В чащу леса мы попали.

Не случилась, чтоб беда, — взявшись руками за голову, покачивать ею,

В чаще нам шуметь нельзя – грозят пальчиком.

Пробираться будем мы –  на5 –и 6 строку ходьба на носочках

Тише воды, ниже травы.

Логопед. Что за странная изба? Кто в ней живет?

Дети. Баба Яга!

Баба Яга. Чую, чую, человеческим духом пахнет. Ух, сейчас зажарю! Сварю в своей сказочной кастрюле (смеется.)

Логопед. Не пугай, бабуля, не боимся мы тебя.

Баба Яга. А чаво это не боитесь? Страх, што-ли, потеряли?

Федора. Ой, я не потеряла, я пошла.

Логопед. Да как же можно тебя бояться? У тебя же неземная красота, загадочная душа. Ты, бабулечка Ягулечка, такая добрая  и   симпатичная

Баба Яга. Че и впрямь симпатичная? А ну, скажите обо мне чавой-то хорошее.

Логопед. Мы не только скажем, а настоящий шумовой оркестр тебе устроем.

Логоритмическое упражнение с деревянными ложками «Баба Яга»

Ой, бабулечка Яга,            га — га, га — га — га.

Очень любим мы тебя,     ля – ля, ля – ля – ля.

Отдай кастрюльку для компота,   та – та, та – та — та.

Прояви о нас заботу                   – ту —  ту, ту – ту —  ту.

Чтобы  все  сказать могли    — ли – ли, ли – ли – ли.

В мире нет, добрей  Яги    —   ги – ги, ги – ги – ги.

Баба Яга. Ой, ну засмущали бабусю-ягусю! Наговорили комплиментов, как тут не отдать кастрюлю. Берите, мне ее не жалко!

(дает горшочек)

Логопед. Что это? Ребята, разве это кастрюля?

Дети. Нет, это горшочек.

Баба Яга. Ой, извините, извините! Мне ведь уже 200 лет, забывать малость стала. Щас дам вам кастрюлю.

(дает сковородку)

Логопед. Ребята, что это?

Дети. Сковорода.

Логопед. Ребята, давайте Бабе Яге поможем, напомним, что такое кастрюля. Что есть у кастрюли, для чего она нужна?

Дети. Дети рассказывают, что у кастрюли есть крышка, две ручки, донышко, стенки; кастрюля нужна для того, чтобы в ней варить суп, борщ, кашу…

Логопед. Поняла, Баба Яга?

Баба Яга. Теперяча поняла. Так бы сразу и сказали (гремит посудой и отдает кастрюлю).

Логопед. Баба Яга, а ты знаешь, наши ребята —  маленькие волшебники, умеют варить компот такой вкусный, необычный. Ты такой еще не пробовала. Хочешь, мы можем и для тебя сварить.

Баба Яга. Конечно, хочу.

 

Пальчиковая  гимнастика «Компот»

Будем мы варить компот  —   указательным пальцем водят по ладони левой руки;

Фруктов нужно много, вот   —  показывают ладошки обеих рук;

Будем яблоки крошить  — ребром правой руки стучат по левой ладони;

Будем груши мы рубить  —  скользящие движения ладонь о ладонь;

Отожмем лимонный сок – сжимают и разжимают кулачки;

Сливы бросим и песок —  имитируют  «щепотку»;

Варим, варим мы компот  —  указательным пальцем водят по ладони левой руки;

Угостим  честной народ     —   хлопают в ладоши.

Логопед. Угощайся, Баба Яга, нашим компотом.

(Баба Яга пьет компот и превращается в помолодевшую бабушку)

Баба Яга. Ой – ой – ой! Что произошло со мной! Ой, да я помолодела! Спасибо, касатики!

Логопед. До свиданья, бабулечка! Бери, Федора, свою кастрюлю и пошли дальше.

Ритмическое упражнение «Тропинка» (ходьба «змейкой»):

По тропинке мы пойдем,

В сказке гончара найдем.

Знают гончара повсюду –

Волшебную он делает посуду.

Логопед. Посмотрите, ребята. Мы попали в мастерскую гончара. Сколько здесь еще незаконченной посуды. Приглядитесь внимательно. У предметов посуды нет кое-каких деталей.

Упражнение  «Чего не хватает  у  посуды?»

Логопед. Чего нет у кастрюли?

Дети. Крышки.

Логопед. Чего нет у чайника?

Дети. Носика.

Логопед. Чего нет у чашки?

Дети. Ручки.

Логопед. Чего нет у сковородки?

Дети. Донышка.

Логопед. Молодцы, ребята, вы очень внимательные.

Логопед. Ой, а что это за осколки. Да ведь это осколки чудо – вазы. Как жаль, что такая ваза разбилась.

Посмотрите, ребята,  на осколках вазы  изображены разные  предметы. Если нам удастся их связать по смыслу, то может произойти чудо.

Лексико-грамматическая игра «Составь предложение по опорным словам»

(дети составляют предложения по опорным слова: кошка – велосипед, лев – ракета, заяц – дерево)

Логопед.  А вот и чудо, нам удалось собрать из осколков чудо – вазу.

Вот и твоя супница, Федора.

Но мне кажется, что здесь что- то есть внутри. Ой, какая красота!

Федора. А мофно я пофмотрю, что там?

Логопед. Федора, что случилось с твоим язычком?

Федора. Да это ощень фолнуюсь.

Логопед. Хорошо, мы тебе поможем. Присаживайся, ребята научат тебя делать артикуляционную гимнастику, тогда ты сможешь красиво говорить.

Общая  артикуляционная  гимнастика

(развитие артикуляционной моторики)

Логопед раздает детям плоскостные предметы посуды с зеркалами.

Дети выполняют упражнения: «Заборчик» — «Хоботок»; «Качели»; «Веник»; «Орешек».

Логопед. Все молодцы. Замечательно выполняли артикуляционную гимнастику.

Я надеюсь, Федора, ты не забудешь эту гимнастику и будешь ее делать в дальнейшем.

Федора. Конечно, конечно!

Логопед. Отправляемся дальше.

Ритмическое упражнение «Чудо-озеро».

Долго по лесу блуждали, — на 1 и 2 строку поочередное выставление пяточек

И куда-то мы попали,

Чтобы ног не замочить, — 3 приставных шага вправо, 3прихлопа.

Мы не будем здесь спешить – 3 приставных шага влево, 3 прихлопа.

С кочки – на кочку, с кочки – на кочку – прыжки на двух ногах в круг и из круга,

Чудо-озеро в глуши, — покружиться вокруг себя  2 раза

Все застыло, ни души.

(дети подходят к ширме «Озеро»)

Логопед. Ребята, вы обратили внимание, какое необычное здесь  место. Все вокруг замерло: не слышно пения птиц, шуршания листьев, звуков природы.

Да мы пришли к мертвому озеру. Его заколдовала злая колдунья Айя и жизнь на озере остановилась.

Федора.   Ой, как же быть?  Как же  озеро оживить? Горе-то какое! Куда  я тепереча буду ездить отдыхать летом? Пропал мой плановый отпуск.

Логопед. Не переживай, Федора, мы сейчас попробуем все вместе вдохнуть жизнь  в озеро.

Упражнение «Вдохни жизнь в озеро»

(развитие физиологического дыхания, формирование направленной воздушной струи)

Логопед. Мы сможем спасти озеро, при условии, если будем правильно выполнять дыхательное упражнение.

Плечи мы не поднимаем,

Щеки мы не надуваем.

Губы трубочкой мы тянем,

И  жизнь в озеро вдыхаем.

( появляются мыльные пузыри, водоросли, со дна озера поднимается чашка)

Логопед. Ну вот, у нас все получилось. Мы не только оживили озеро, но и нашли Федорину чашку.

Федора. Ой, спасибо вам, мои золотые.

Логопед. Да, нелегкий выдался у нас сегодня денек. Я предлагаю вам присесть и отдохнуть на этой поляне. Как приятно пахнут цветы, дует легкий ветерок, пригревает ласковое солнышко. Хорошо, что у нас все получилось. И мы смогли помочь Федоре.  Чтобы у тебя, Федора, не было больше таких неприятностей, мы напомним тебе, как нужно обращаться с посудой.

Игра «Соберем бусы для Федоры»

(дети с помощью прищепок прикрепляют на веревку плоскостные цветочки со схематическим изображением правил по уходу за посудой)

Логопед. Что любит посуда?

Дети. Посуда любит, чтобы ее мыли.

Дети. Посуда любит, чтобы ее сушили.

Дети. Посуда любит, чтобы ее протирали.

Дети. Посуда любит, чтобы ее ставили на место.

Дети. Посуда любит, чтобы ее ласково называли.

Федора. Спасибо вам за такие чудесные бусы, только я не знаю, как посуду ласково называть.

Логопед. А мы тебе сейчас подскажем.

Лексико-грамматическая игра  с мячом  «Назови ласково»

  • кастрюля – кастрюлька;
  • чашка – чашечка;
  • чайник – чайничек;
  • тарелка – тарелочка;
  • сковородка – сковородочка.

Федора. Спасибо вам. Теперь я все поняла. Мне очень хорошо было у вас, но пора возвращаться  домой. До свиданья.

Дети. До свиданья.




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart