Составление описательных рассказов



Обучение учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью составлению описательных рассказов с использованием метода наглядного моделирования

 

У учащихся 1х — 4х классов с легкой умственной отсталостью  отмечаются значительные трудности при описании  предмета. Часто описание предмета  сводится к беспорядочному перечислению его  отдельных деталей. Отчётливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений.  С детьми данной категории необходимо проводить  работу по формированию, развитию и совершенствованию навыков описания предмета.

В своей работе по обучению составлению описательных рассказов использую предметно-схематические модели — опорные схемы, которые разработала, взяв за основу схемы Т.А. Ткаченко, Р.Н.  Бунеева,   Л.Н. Ефименковой, Л.Б. Баряевой, Е.Д. Худенко.

В качестве условных заместителей  в моих опорных схемах выступают символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • силуэтные и предметные картинки.

Символы-заместители  могут представлять в опорной схеме следующие  качественные характеристики предмета:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет;
  • форма;
  • составляющие детали;
  • качество поверхности;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • как он используется;
  • эмоциональное отношение.

Работу по обучению  составления описательных рассказов учащимися 1 — 4 классов с использованием предметно-схематических моделей условно подразделяю на три этапа:

  • первый (подготовительный) этап;
  • второй этап;
  • третий этап.

Продолжительность каждого этапа зависит от индивидуальных речевых возможностей учащихся.

В задачи подготовительного этапа обучения входят:

  1. Развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей.
  2. Формирование навыков описания знакомого предмета по вопросам, с опорой на картинки и демонстрируемые действия.

Работа на подготовительном этапе должна включать следующие упражнения:

  • упражнения на узнавание предмета по его описанию.
  • сравнение предметов по существенным признакам.
  • упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета.

Упражнения провожу  с постепенным увеличением количества элементов опорной схемы (от 2 до 4), заменой предметных картинок контурами или силуэтами.

 

На втором этапе следует переход от составления описания простого предмета к более  развернутым высказываниям из 4 — 5 предложений.

Задачами второго этапа являются:

  1. Развитие и закрепление навыков построения предложений различной структуры.
  2. Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов.

На втором этапе проводятся  упражнения, которые готовят детей к самостоятельному описанию предметов:

  • упражнения по сравнению предметов, относящихся к одной тематической группе;
  • упражнениям по сравнению предметов различных групп, но имеющих один-два общих признака (мяч — арбуз — помидор);
  • упражнения на закрепление в речи ряда существительных с уменьшительно-ласкательным значением; на образование уменьшительно-ласкательных форм качественных прилагательных.

 

На третьем этапе следует переход от описания простого предмета к более самостоятельным и развернутым высказываниям из  6- 10 предложений, с опорой на предметно-схематическую модель. Причем в опорной схеме предметные картинки в основном уже заменены геометрическими фигурами, контурами, силуэтами и пиктограммами.                                                                 

 Задачами третьего (заключительного) этапа являются: 

  1. Закрепление умения продуктивно использовать направляющую и стимулирующую помощь логопеда  при составлении описательных рассказов, их планов.                                                              
  2. Закрепление навыков составления  рассказов — описаний с использованием предметно-схематических моделей.

На третьем этапе ведется работа по обучению детей сравнительному описанию двух предметов. Эта работа включает различные речевые упражнения на основе сравнения как натуральных предметов или их муляжей, так и предметов, представленных в графическом изображении.

 

Считаю, что обучение учащихся 1х-4х классов с легкой умственной отсталостью составлению описательных рассказов  с использованием  предметно-схематических моделей является перспективным направлением совершенствования  коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у данной категории детей. Данный вывод доказывает мониторинг речевого развития учащихся.

 

Саблина Антонина Александровна,

учитель-логопед I кв. категории

СКОШИ  №111, г. Екатеринбург




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart