Конспект логопедического занятия «Овощи. Огород»
Конспект фронтального занятия для детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (второй год обучения) на тему «Овощи. Огород»
Материал. Пиктограмма. Сюжетная картина «Огород». Предметные картинки овощей. Мяч. Схемы с цветными кружочками, полосками. Кусочки свежих или вареных овощей. Томатный сок, стаканы.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Логопед раздает шаблоны карточек и предлагает нарисовать свое настроение.
2. Сообщение темы занятия. Развитие мышления – отгадывание загадок об овощах.
Как назвать одним словом все отгадки? (Овощи). Где растут овощи? (на огороде).
Выставляется сюжетная картина «Огород».
Что это? Что растет на огороде? Перечислите все овощи. Как называется место, где растет определенный вид овощей? (Грядка).
Сегодня мы продолжим с вами знакомится с овощами и огородом.
3. Развитие мелкой моторики – упражнение «Овощи».
Прежде чем начать занятие, разомнем пальчики:
4. Развитие внимания, воображения – игра «Узнай по контуру».
Посмотрите на рисунки. Художник недорисовал их. Что же он хотел нарисовать?
Рассматривание контуров овощей, называние детьми овощей.
5. Развитие лексико – грамматических категорий – игра «Вершки — корешки».
Ребята, посмотрите на наш огород. Какие-то овощи растут в земле, а другие над землей. Одни овощи нам приходится выкапывать или выдергивать, а другие срывать или срезать. То, что растет над землей, называется вершки, а то, что под землей – корешки. У одних овощей съедобны вершки, а у других корешки. Давайте же разберемся, что нам кушать у какого овоща.
Логопед кидает ребенку мячик и называет овощ. Ребенок должен назвать съедобную часть овоща.
Например, картофель – корешки; капуста – вершки.
6. Работа со схемами и моделями – игры «Посади огород», «Собери урожай».
Логопед раздает детям схемы посадки овощей, нарисованные овощи и схемы огородов. (Некоторым детям даются схемы из 6 клеточек.). Зеленый цвет – огурец, красный – помидор, желтый – перец, оранжевый – морковка, коричневый – картошка, фиолетовый – баклажан.
Дети, рассмотрите схемы с цветными кружочками. Как вы думаете, что они обозначают? (овощи). Рассмотрите картинки с овощами. Давайте назовем цвет каждого овоща. Такого же цвета и кружочки на схемах. Посадите овощи в пустых клеточках так, как на схеме.
Дети выполняют задание.
Что мы посадили вверху? А что внизу?
Аналогично рассматривается схема каждого ребенка.
Вы хорошо поработали на огороде, вырастили хороший урожай, а сейчас мы будем его собирать. Каждый из вас решит, какие овощи собирать: большие или маленькие. А в этом вам помогут полоски.
Выложите на полоски на овощи.
Дети выкладывают большие и маленькие полоски на овощи в соответствии со схемами.
«Прочитайте» свои схемы. Например, у меня на огороде растут большой огурец, маленький помидор, маленькая морковка и большая картошка.
Дети «читают» свои схемы.
А теперь прохлопайте свою схему: большие полоски – громкие хлопки, маленькие – тихие хлопки.
7. Развитие вкусового анализатора, фонематического восприятия – игры «Узнай по вкусу», «Эхо».
Ну а сейчас необходимо попробовать, что же мы вырастили.
Логопед подносит детям кусочки овощей на тарелке.
Дети с закрытыми глазами пробуют овощи, называют их.
Если ребенок правильно определил, он забирает целый овощ.
У каждого из вас есть овощ. Нужно узнать какой звук самый главный в нем. Для этого поиграем в игру «Эхо». Тот звук, который произносится громче всех – и есть самый главный.
8. Развитие речевого слуха, формирование понимания основного тона высказывания – игра «Сказочный огород».
Мы с вами посадили не просто огород, а сказочный. Овощи на грядках разговаривают между собой. Послушайте и скажите, кто говорит весело, а кто грустно или сердито.
Тыква (весело): Я – тыква! Я самая большая и красивая в огороде. Из меня Золушке сделали карету! Из меня получается вкусная каша!
Морковка (грустно): Я – морковка. Я такая красивая и яркая, но меня заточили под землей! А ведь во мне столько витаминов!
Чеснок (сердито): А я – чеснок! И я не жалуюсь, как некоторые. Я тоже сижу под землей, зато меня все боятся: ка-а-ак защипаю язык!
Кто как говорил?
Ответы детей.
9. Физминутка «Зарядка для овощей».
Что-то мы засиделись. Нужно немного размяться.
Утром солнце встает
И идет на огород:
— Все ли тут у нас в порядке?
Как дела у вас на грядке?
Всем скомандую: подъем!
Мы зарядку проведем.
Все вы делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз,
Подтянись,
Окончательно проснись.
Сбрось с себя ночную лень –
Впереди рабочий день.
(приседания, наклоны, имитация движений).
10. Согласование глаголов с существительными – игра «Определи действие».
Что мы делаем с овощами? (выкапываем, рвем, собираем, удобряем, готовим, режем, поливаем, солим, варим, жарим…). Некоторые действия мы можем выполнять не со всеми овощами. Выкапываем мы… (картофель), вырываем… (морковь, свеклу), срываем… (огурцы, помидоры), срезаем… (капусту). А что мы поливаем, режем, варим, жарим, солим, консервируем, заготавливаем, удобряем…?
Ответы детей.
11. Образование прилагательных от названий овощей – игра «Приготовь сок».
Славно мы с вами сегодня потрудились. Заслуживаем и на награду. Кто любит сок? Давайте приготовим сок из овощей. Какай сок получится из огурца? (огуречный сок). А из свеклы? (свекольный сок).
Аналогично образовываются прилагательные от слов помидор, лук, капуста, тыква, морковь
Какой сок понравился вам больше всех остальных?
12. Образование антонимов – игра «Скажи наоборот».
А пока наш сок готовится, поиграем в игры. В этой игре все должно быть наоборот.
Дети становятся в круг и под музыку передают мяч. Логопед говорит фразу, а ребенок, у которого оказался в руках мяч, отвечает наоборот, т. е. подбирает антоним к этой фразе.
Фразы: Хорошая грядка – плохая грядка, старый картофель (молодой), тяжелый мешок (легкий), Большой урожай (маленький), Чистая морковка (грязная), спелый помидор (незрелый).
Если дети затрудняются в ответах, логопед задает наводящие вопросы.
13. Образование сложных слов — игра «Сложные слова».
А знаете ли вы, что существуют много машин, которые облегчают труд людей. Например, есть машины, которые чистят сами картофель, сажают его в землю, копают его. Есть машина, которая сама режет овощи, а есть машина, которая сама выжимает сок из овощей. А еще есть специальные помещения, в которых хранится много овощей. А вы знаете как они называются? Я вам расскажу. Это очень длинные слова, но их легко запомнить, потому что они состоят из двух коротких слов. Машина, которая чистит картофель, называется картофелечистка – от слов картофель и чистить.
Аналогично рассматриваются слова картофелесажалка, картофелекопалка, соковыжималка, овощерезка, овощехранилище.
14. Обогащение словаря детей, развитие связной речи – игра «Поваренок».
Сок мы уже научились готовить, теперь нужно приготовить что-то посложнее. Например, салат, борщ, суп, рагу.… Выберите свое любимое блюдо и расскажите, какие овощи вам нужны для него и как вы будете его готовить.
Дети должны использовать в своем рассказе названия овощей и действий, которые с ними выполняются: брать, резать, чистить, варить, жарить, тушить…
15. Развитие внимания, памяти, образование формы родительного падежа множественного числа существительных – игра «Что изменилось?».
Посмотрите на наш огород. Что в нем изменилось? По-моему тут что-то поменялось местами, что-то исчезло, а что-то добавилось.
Ответы детей полным предложением.
16. Итог занятия.
Подведение итогов занятия. Угощение детей томатным соком.
Учитель – логопед ДОУ №59 УОГС г. Мариуполя
Кабанова Екатерина Александровна
Свежие комментарии