Артикуляционная гимнастика



Артикуляционная гимнастикаЧтобы подготовить мышцы артикуляционного аппарата к постановке звуков, необходимо индивидуально, дифференцированно подойти к выбору артикуляционных упражнений исходя из особенностей артикуляционного аппарата и состояний мышц, отвечающих за произнесение звука. Точный и подробный список необходимых упражнений сможет дать только логопед с учетом индивидуального случая нарушения звукопроизношения.

Если же пока нет возможности посетить логопеда, или речь ребенка развивается нормально, и вы хотите помочь ему в овладении новыми звуками, можете воспользоваться моей подборкой. Все упражнения показали свою эффективность, я использую их в своей логопедической практике.

Упражнения обязательно  проводить перед зеркалом (чтобы ребенок мог контролировать выполнение упражнения), по 10 — 15 минут (каждое упражнение повторяется 5-7 раз).

И не забывайте каждый раз хвалить малыша за его успехи, это вселит в него уверенность в своих силах, а занятия будут продуктивнее.

Подготовительные упражнения для постановки звуков Р и Рь

 1. «Кучер».

а) Губы расслаблены, произнести « – тпру – ».

б) То же + язык между губами. Язык спокойный, широкий, дрожит вместе с нижней губой. Губы не поджимать.

2. «Маляр».

Рот широко открыт, видны верхние и нижние зубы. Языком, как кисточкой, покрасим «потолочек» — проводим  по средней линии от зубов до твердого нёба и обратно.

3. «Лошадки».

Рот открыт, видны и верхние, и нижние зубы. Пощёлкать языком. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна.

4. «Грибок».

Рот широко открыт, видны и верхние, и нижние зубы. От упражнения «Лошадки». Лошадки скачут очень медленно, затем надо «поймать» положение языка, когда рот широко открыт,  широкий язык прилипает к  нёбу («потолочку») – это шляпка, а под языком натягивается связка – это ножка грибка.

5. «Барабанщики».

Рот открыт широко, видны и верхние и нижние зубы. Кончик языка верхним альвеолам (бугоркам) за верхними зубами, произнося звук  «д – д – д» (сильно дуем на кончик языка). Боковые края языка прижаты к боковым верхним зубам.

Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков

  1. «Вкусное варенье».  Рот открыт, видны нижние зубы. Широким языком облизать (сверху вниз по прямой линии) верхнюю губу.  Рот всё время открыт. Нижней губой не помогать, не поджимать её.
  2. «Чашечка».  Рот широко открыт, видны и верхние, и нижние зубы.
    • а) Широкий  язык «прилипает» к верхней губе (как будто хотим облизнуть ее);
    • б) С загнутыми краями отходит от верхней губы. Язык удерживается на весу, все его края загнуть внутрь. Ни зубов, ни губ язык не касается. Удерживать это положение под счёт до 5-ти.
  3. «Фокус».  Рот открыт. Видны нижние зубы. Язык «ковшиком» выдвигается вперёд. На кончик носа кладётся маленький кусочек ваты. Нужно сдуть вату с носа. Воздушная струя идёт вверх. При правильном выполнении упражнения вата должна лететь только вверх. Повторить 5 раз.

Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков

  1. «Накажи непослушный язычок».  Рот открыт. Язык широкий, спокойный, лежит между губами. Ребёнок нажимает губами на язык, произнося: пя-пя-пя.
  2. «Блинчики»  От упражнения  «непослушный язычок». Язык широкий, спокойный, лежит на нижней губе (как блин на сковородке). Рот открыт, губы не поджимать.
  3. «Заборчик».   Губы в улыбке, видны и верхние, и нижние зубы. Зубы сомкнуты. Упражнение выполняется без напряжения, губы не поджимать. Удерживать это положение под счёт до 5-ти. Повторить 5 раз.
  4. «Калиточка».   От упражнения «заборчик», но зубы немного разжимаются, образуя щель между передними резцами2 мм. Удерживать это положение под счёт до 5-ти.
  5. «Киска сердится»  Рот открыт, видны и верхние, и нижние зубы. Кончик языка «прилипает» к нижним зубам изнутри. На счёт «раз» кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка прогибается вверх. На счет «два» —  язык опускается и лежит спокойно на «донышке» рта (кончик языка не отходит от нижних зубов).

Подготовительные упражнения для постановки звуков Л и Ль

  1.  «Покусай язык».  Рот открыт, видны и верхние, и нижние зубы. Язык между зубами. Покусать его, начиная с кончика к середине языка. Затем наоборот.
  2. «Протолкни язык».  Зубы сомкнуты, губы в улыбке. Стараться кончиком языка разжать зубы и протолкнуть кончик языка. Зубы сильно не сжимать.
  3. «Прятки». Язык зажать между зубами, а затем быстро убрать.
  4. «Заборчик» — «Трубочка». Губы в улыбке, зубы видны («Заборчик»). Удерживать на 5 счетов. Затем вытянуть губы «трубочкой». Удерживать так же на 5 счетов. Чередовать до 8 раз.
  5. «Качели».   Рот широко открыт и видны верхние и нижние зубы. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри, затем в нижние (под счет: раз – два).
  6. «Парус». Рот широко открыт и видны верхние и нижние зубы. Кончик языка упирается в верхние зубы изнутри. Удерживать под счет до 5-ти.
  7. «Пароход гудит».  Кончик языка зажать между зубами, губы в улыбке, зубы видны. В таком положении произносить звук [Ы] (фонетически даем образец длительного произнесения звука  [Л]).

Кулакова Наталья Игоревна

логопед-дефектолог




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart