Общее недоразвитие речи
Если Вашему ребенку логопед ставит диагноз ОНР (общее недоразвитие речи), не спешите впадать в панику. Лучше разберитесь, что это за диагноз, каковы причины ОНР и чем этот диагноз грозит. Общее недоразвитие речи поддается коррекции, надо лишь приложить усилия и как можно раньше взяться за работу.
Если даже невозможно организовать занятия с логопедом, родители могут заниматься с малышом самостоятельно и сделать очень много для улучшения речи ребенка!
Постараюсь объяснить, что имеется ввиду под этим понятием, из-за чего возникает такая речевая патология и как с ней бороться.
Итак, логопедический термин Общее недоразвитие речи обозначает, что у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при этом слух и интеллект у ребенка в норме. Это значит, что у ребенка нарушено не только звукопроизношение и фонематический слух, но и словарь, слоговая структура слова, существенно затруднено понимание и употребление грамматических форм речи. С трудом формируется фраза и, как следствие, почти не развита связная речь.
Начнем с того, что диагноз диагноз ОНР ставится после 3 лет. До этого времени можно говорить о Задержке речевого развития. Это объясняется тем, что до 3 лет темпы развития речи у детей могут несколько отличаться, однако к 3 годам основные компоненты речи должны уже сформироваться. И звукопроизношение тут как раз совершенно не первостепенный фактор.
Гораздо важнее, чтобы ребенок накопил пассивный и активный словарь, овладел фразовой речью и мог составить небольшой связный рассказ, умел употреблять слова с разной слоговой структурой (конечно, не утрированно сложных слов для такого возраста, типа «электрофикация», а таких, например, как «бананы», «кошка», «бантик», «бегемот»). Так же к 3 годам малыш уже понимает и сам употребляет различные лексико-грамматические категории русского языка, например: образовывают множественное число существительных (кот – коты, дом — дома), уменьшительно-ласкательную форму существительных (кукла – куколка), форму глагола прошедшего времени (играю – играл), формы существительных мужского и женского рода и их согласование с местоимениями (кот – кошка, мой кот – моя кошка), понимают и употребляют простые предлоги (в тарелку, на стол, из коробки, под стулом).Однако у детей с ОНР все эти направления речевого развития или не развиты, или существенно отстают от нормы. Как же это выглядит на практике?
Три уровня ОНР
Такой ребенок активно использует мимику и жесты, чтобы объясниться, ими он заменяет слова. Фраза или отсутствует, или состоит из тех же лепетных элементов: «мама ди» вместо «мама иди», «гав ди» вместо «собака бежит». При таком состоянии речевого развития нельзя говорить о формировании лексико-грамматических категорий речи и связной речи. Доступны лишь гласные звуки (иногда даже не все гласные) и самые простые согласные.
Что делать родителям?
Первое – не переживать и не обвинять ребенка в том, что он «не хочет» разговаривать. Если бы все функциональные системы, отвечающие за речь, были бы готовы и функционировали правильно, речь развивалась бы нормально. В чем же причина ОНР? Отмечу, что термин Общее недоразвитие речи принадлежит педагогической классификации. В медицинской терминологии Вы иногда можете встретить термин Алалия. Однако алалия — более выраженное речевое нарушение (по сравнению с ОНР), вызванное
Причинами возникновения ОНР могут послужить:
- гипоксия плода;
- патология беременности, в том числе тяжелый токсикоз в ее первой половине;
- угроза выкидыша;
- кровотечения;
- резусконфликт;
- стремительные или затяжные роды, роды раньше срока;
- наложение щипцов;
- асфиксия;
- нейроинфекции.
Суть не в том, что малыш «не хочет говорить, мы его и так понимаем». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, но и бездействовать недопустимо. Вышеперечисленные причины ОНР ведут к нарушению в функционировании клеток в зонах головного мозга, отвечающих за речь.
Так же могут быть нарушены и проводящие пути, которые осуществляют взаимосвязь между этими речевыми центрами. А такая взаимосвязь необходима для активного развития речевых зон. И без помощи специалистов и активного участия родителей речь ребенка будет развиваться ущербно, что пагубно может сказаться и на интеллектуальном развитии. Однако есть пути выхода из этой ситуации.
Необходимо срочно обратиться к логопеду и начать занятия сначала по стимуляции речевого развития, а потом, когда активизируется речевая активность, и по нормализации всех компонентов речи. Предупрежу сразу, дело это не быстрое и совершенно безотлагательное. Процесс выхода из ОНР 1 уровня занимает несколько лет. Поэтому желательно попасть в логопедическую группу.
Однако если логопеда пригласить нет возможности. не нужно расстраиваться и бездействовать! Начинайте заниматься сами! Домашние регулярные занятия очень действенны. Играйте с ребенком в речевые игры, которые будут стимулировать его речевое развитие по всем направлениям, требующим коррекции. А чтобы знать, куда двигаться и какие игры подбирать, чтобы выработать эффективную программу занятий — проведите консультацию по Скайп и тогда вы получите всю необходимую информацию — что делать и как заниматься с ребенком самостоятельно. Проверено- при таком комплексном подходе результаты всегда положительные!
Не слушайте недостаточно компетентных специалистов, которые советуют начать занятия с ребенком, у которое наблюдается ОНР — с 5 лет! В 5 лет будет сложно успеть довести до нормы все компоненты речевого недоразвития (а скорее всего — невозможно).
ОНР или Алалия – диагнозы, когда занятия надо начинать с 3, 5 — 4-х летнего возраста. Логопед начнет работу по «растормаживанию», стимуляции речи. Звукопроизношение в данном случае не первостепенная проблема, ее специалист начнет решать чуть позднее. Задача же родителей – выполнять все рекомендации логопеда и закреплять полученные знания в домашних условиях, набравшись терпения. Все специальные упражнения по развитию речи детей с ОНР выполняются в форме речевых игр. Их можно условно разделить по нескольким направлениям:
- пальчиковые игры;
- артикуляционная гимнастика;
- постановка правильного звукопроизношения;
- игры на развитие слоговой структуры слова;
- речевые игры, направленные на формирование лексико-грамматического строя речи;
- игры, развивающие связную речь;
- игры, направленные на развитие фонематического слуха.
Грамотный логопед начнет работу комплексно и будет включать в работу задания по всем указанным направлениям. Упражнения по каждому направлению должны быть подобраны логопедом и постепенно усложняться, согласуясь с индивидуальными особенностями проявления речевого дефекта у Вашего ребенка. Как правило, при своевременном обращении и оказании логопедической помощи диагноз ОНР снимается и ребенок поступает в школу без серьезных речевых проблем. Хотя остаточные признаки речевого недоразвития могут проявляться в виде элементов дисграфии и дислексии. Поэтому важно с такими детьми вести работу по предупреждению нарушений письма и чтения.
Если же логопед не успевает уделить этому аспекту работы достаточно времени, не стесняйтесь показаться к другому специалисту, чтобы не упустить возможность предотвратить ошибки в школе.
В заключении хочу подчеркнуть, что опыт многолетней работы показывает – при своевременно начатой коррекционной работе (и активном постоянном участии в ней родителей) ОНР преодолевается и дети, имевшие такой диагноз, зачастую хорошо в школе. Предвестники общего недоразвития речи могут проявляться еще до 3 летнего возраста в форме задержки речевого развития.
Поэтому настоятельно рекомендую вам, уважаемые родители, дедушки и бабушки – обращайтесь к специалисту, не ждите чуда («дедушка тоже заговорил в 5 лет») – чаще всего чуда не происходит, а время бывает упущено. Нередко мне приходится наблюдать на приеме в клинике картину, когда родители сожалеют о том, что поздно «спохватились» и не обратились ранее: «Мы думали все само собой рассосется. Сначала было даже смешно, так забавно говорил, слова коверкал, шепелявил. А теперь скоро в школу, а нас пугают задержкой психического развития. Он как иностранец разговаривает…» Пусть логопед обследует и либо развеет Ваши сомнения, либо укажет на увиденные проблемы в речевом развитии и вовремя даст свои рекомендации.
Наталья Игоревна Кулакова
Логопед-дефектолог
Добрый день! Моему младшему сыну 5 лет, мы начали говорить в 4 года, у нас по Вашему описанию между 2-3 уровнем (я надеюсь). До этого не понимала что с ним не так, врачи ничего не объясняли. Вопрос такой дома мы говорим на казахском, а хорошие специалисты в основном русскоговорящие — нужно ли вводить второй язык во время занятия? Как повлияет двуязычие?
Здравствуйте, Куралай!
Двуязычие осложняет формирование речи, если у ребенка наблюдается ОНР. Однако, если сын в дальнейшем будет общаться и в русскоязычной среде, то можно вводить и русский язык. Надо начинать занятия по устранению речевого недоразвития, ведь Ваш сын уже дошкольник и очень важно, чтобы его речь была всесторонне развитой до поступления в школу. Если у Вас возникнут дополнительные вопросы, пишите мне на почту через форму обратной связи на страничке Контакты. Я обязательно отвечу!
Наталья Игоревна, был ли у вас опыт занятий по скайпу со «стеснительными» детьми? Сыну 4 года, он даже с бабушкой и дедушкой не хочет общаться по скайпу — убегает, отворачивается ( если ловим и сажаем перед экраном). Занятия нам нужны, но в нашей стране русскоговорящих логопедов нет. С ребенком дома говорим по-русски, в саду все по-французски. Понимает и тот, и другой язык, говорит плохо. Можете что-нибудь посоветовать? Спасибо
Здравствуйте, Евгения! Была в отъезде, поэтому отвечаю не сразу.
Если сын так стесняется общаться по Скайпу, значит остается такой вариант:на занятии мы общаемся в основном с Вами и в процессе беседы — вырабатываем программу домашней работы. Вам придется выполнять упражнения с ребенком самостоятельно. Возможно, сын постепенно привыкнет и понемногу начнет включаться в занятия по Скайпу. Обычно так и бывает! Но даже если, в порядке исключения — этого не произойдет, занимаясь по выработанной программе Вы можете добиться реальных успехов в развитии речи Вашего сына.