Ребенок плохо говорит
В аш ребенок плохо говорит и вы обеспокоены? Ведь вроде бы разговаривает активно, но его сложно понять, да и знакомые начинают подтрунивать: «что-то у него каша во рту»!
Для начала давайте разберемся, что же значит: «плохо говорит».
Если ребенок говорит много, полными предложениями, но вы с трудом понимаете его из-за неправильно произносимых звуков, значит у ребенка дислалия или дизартрия. При дислалии дефекты речи не связаны с нарушениями иннервации артикуляционного (проще говоря – нарушение проводимости нервных импульсов в мышцах, участвующих в артикуляции), а вот при дизартрии уже имеются нарушения иннервации артикуляционного аппарата.
Определить причину нарушения звукопроизношения сможет логопед, ведь при дизартрической причине понадобятся специальные приемы устранения дефекта, например, добавится логопедический массаж (подобранный индивидуально).
Кроме того, бывает ситуация, когда ребенок в силу возраста еще не обязан говорить тот или иной звук (артикуляционные мышцы еще не достаточно окрепли), а родители волнуются, делают замечания ребенку. Чаще всего это не приводит к желаемому результату, а только лишь расстраивает малыша, или провоцирует к попыткам воспроизвести звук искаженно, что может быть даже вредно. К примеру, звук «Р» в норме должен появится лишь к 5 годам, а попытки нетерпеливых родителей вызвать этот звук в раннем возрасте («ну скажи РРРРыба») приводят ребенка к поискам замены — горловому («картавому») звуку, который потом гораздо сложнее будет устранить и заменить на правильно поставленный.
Рекомендую посетить логопеда в 3 – 3,5 года, если ребенок почти не говорит (очень мало слов и почти не употребляет предложения). Скорее всего понадобится курс логопедических занятий с целью вызвать речевую активность и фразовую развернутую речь и упускать время нельзя.
Если же речевая активность в норме, но вас волнует обилие плохо произносимых, искажаемых звуков, то необходимо прийти к логопеду в 4 – 4,5 года, чтобы исключить дизартрический характер речевой проблемы (дизартрия корректируется сложнее, чем дислалия, и начинать логопедические занятия следует не дожидаясь исполнения общепринятых 5 лет).
Если же логопед квалифицирует речевое состояние термином «дислалия» (нарушение звукопроизношения при сохранной иннервации мышц речевого аппарата), постановку звуков можно начать в 4,5 – 5 лет – этот период в данном случае будет самым оптимальным, чтобы быстро и качественно поставить и ввести в речь необходимые звуки.
Кулакова Наталья Игоревна
логопед-дефектолог
Свежие комментарии