Дислексия
Ваш ребенок пошел в школу, но читает он хуже своих одноклассников — медленно, с ошибками. Ребенок старается догадаться, какое слово читает и в результате читает его неверно, да еще и не понимает смысла прочитанного — вообще не может повторить, что же он сейчас прочел! Вы расстраиваетесь и ругаете его, может даже обзываете «глупым», «нерадивым», все время делаете замечания как он «плохо» читает . Не в коем случае этого не делайте, ругать нельзя — это бесполезно и только ухудшит ситуацию. Скорее всего у ребенка дислексия.
Попробуем разобраться, что это за речевое нарушение и как с ним бороться?
Дислексией называют нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Перечислю формы дислексий (по классификации Р.И. Лалаевой):
- оптическая,
- фонематическая,
- семантическая,
- аграмматическая;
- мнестическая.
Чаще всего дислексия не наблюдается отдельно от дисграфии — то есть нарушения чтения зачастую сопровождаются и нарушениями в письменной речи. Кроме того, дислексии чаще всего смешанные, то есть у ребенка может быть сочетание нескольких форм дислексий.
Давайте рассмотрим виды дислексий и упражнения, которые я советую проводить для коррекции нарушений чтения (и письма, так как эти процессы взаимосвязаны).
Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения образа букв, их взаимозаменах по сходным графическим признакам. Коррекция оптической дислексии проводится аналогично коррекции оптической дисграфии.
Так же вы можете использовать в занятиях при устранении оптической дислексии следующие упражнения:
- Назвать контурные изображения предметов, узнать перечеркнутые изображения, назвать наложенные друг на друга изображения предметов;
- найти букву среди ряда других букв, найти букву среди перечеркнутых букв, выделить наложенные друг на друга буквы, определить неправильно расположенные буквы;
- запомнить последовательно ряд из 8-10 картинок (букв, цифр);
- определить пространственное положение предмета, буквы, цифры, например «положи книгу слева от себя, а карандаш справа от книги»;
- найти фигуру, букву в ряду сходных;
- для первоклассников будет полезно реконструировать букву, добавляя элемент: [Л – А, К – Ж, Г – Б, Р – В].
Фонематическая дислексия, так же как и аналогичная дисграфия, возникает на почве нарушений фонематического восприятия, анализа и синтеза, поэтому я советую использовать те же упражнения для занятий.
Задания при фонематической дислексии подбираются по трем направлениям:
- развитие звукового анализа и синтеза;
- развитие слогового анализа и синтеза;
- развитие языкового анализа и синтеза на уровне определения количества, последовательности и места слов в предложении.
При устранении фонематической дислексии старайтесь использовать еще и такие упражнения:
- придумать слова, начинающиеся на определенный звук, например [Р]: радость, робот, радуга (звук в середине слова – корка, парта, пирог; звук в конце слова – комар, помидор);
- придумать слова с тремя, четырьмя или пятью звуками;
- поднять цифру с количеством звуков в услышанном слове;
- придумать цепочку слов, в котором слово начинается на тот звук, которым заканчивалось предыдущее слово (кот – тапки – ириска – ананас – сон – носок – корона…);
- распределить картинки в зависимости от количества слогов в слове;
- составить слово из первых слогов слов на предлагаемых картинках, например: из слов «дорога», «машина» — «дома»;
- придумать предложение с определенным количеством слов;
- определить, какое по счету место занимает названное слово в предложении.
Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания прочитанных слов и предложений (механическое чтение). Страдает понятийная сторона не только по части понимания значения отдельных слов, но при чтении предложений, когда в процессе чтения слова в предложении воспринимаются изолированно, без связи друг с другом.
Я рекомендую при работе над коррекцией семантической дислексии использовать упражнения:
- слитно произнести слова, представленные в виде последовательно произнесенных отдельно звуков, например: К, О, Т – кот, Р, А, М, А – рама;
- слитно произнести слова, предъявленные по слогам, например: ко-ро-ва, о-го-род-ник;
- слитно произнести предложение, которое взрослый произносит по слогам: ко-ро-ва па-сет-ся на лу-гу;
- определить, какое предложение правильное, например кот поймал мышку» или «мышка поймала кота;
- прочесть слово, словосочетание, предложение и выбрать подходящую картинку;
- прочесть предложение и повторить его, затем записать (начинать с коротких, 2-3 словных предложений);
- усложненный вариант предыдущего задания: предложите ребенку прочесть короткий текст и заранее договоритесь о том, что Вы в любой момент можете остановить ребенка и попросить повторить последнее прочитанное предложение, а затем записать его по памяти.
Мнестическая дислексия проявляется в трудностях запоминания, узнавания букв и, как следствие, в их заменах при чтении. Сужена слухо-речевая память, ослаблены следы, которые остаются при чтении слов и предложений.
Я предлагаю использовать при коррекции мнестической дислексии такие упражнения:
- графические и слуховые диктанты, когда по памяти ребенок должен воспроизвести ряд букв, слов, предложений либо запомнив на слух, либо предъявленных письменно;
- упражнения на звуко-буквенный анализ и синтез с упором на чтение.
Аграмматическая дислексия, так же, как и подобная дисграфия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Типичные ошибки при аграмматической дислексии:
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного: «смешная фильм»;
- неправильное употребление родовых окончаний местоимений: «наш собака», «моя солнышко»;
- неправильное изменение окончаний глаголов: «налетел буря», «видит – видел»;
- изменение падежных окончаний и числа существительных: «у собаках», «стулы».
Кроме упражнений, используемых для коррекции аграмматической дисграфии, могу посоветовать задания по устранению аграмматической дислексии:
- составить предложение по картинке и выложить фишками схему предложения под картинкой;
- игры на формирование функций словоизменения, например: «один-много» — стул – стулья, «назови ласково» — капля — капелька, «чья картинка» — кошка моя, солнышко мое, варежки мои, компьютер – мой; «без чего нарисовал художник картинку» — стол без ножки, чайник без ручки и т.п.;
- игры на формирование функций словообразования, например: «профессии» -воспитывает детей воспитатель; «образуй действие» — красный – краснеть.
- школьникам 2 — 3 классов предлагается задание исправить ошибку в словоизменении или согласовании слов в предложении (в 4 и даже в 5 классе такие задания еще более усложняются, тогда нужно найти ошибки в небольшом тексте).
Так же я рекомендую воспользоваться упражнениями по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников. Проводите эти речевые игры (их можно немного усложнить, включив элементы чтения и письма) с школьниками младших классов, страдающими дислексией, и вы добьетесь прекрасных результатов.
Для устранения каждой формы дислексии имеются специальные виды упражнений (о них читайте в следующих статьях). А поскольку процессы чтения и письма тесно взаимосвязаны, я рекомендую также упражнять ребенка в заданиях, направленных коррекцию дисграфии.
А еще при коррекции дислексии отлично работает методика использования настольных речевых игр: «Словодел», «Активити», «Тик-так-бум», «Алиас», «Составляем слова» и т.п.
Подобные игры развивают внимание, улучшают процессы звукового анализа, благотворно влияют на чтение и письмо младших школьников. Попробуйте регулярно играть с ребенком в эти игры и Вы увидите положительное влияние таких речевых игр на процесс чтения и письма.
Кулакова Наталья Игоревна
логопед-дефектолог
Свежие комментарии