Словарь логопедических терминов
Автоматизация (звука) – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Автоматизированные речевые ряды – речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.
Агнозия – нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.
Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматических средств языка.
Адаптация – приспособление организма к условиям существования.
Акалькулия – нарушение счета и счетных опреаций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Алексия – невозможность процесса чтения.
Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни, «аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).
Амнезия – нарушение памяти, при котором невозможно воспроизведение образовавшихся в прошлом представлении и понятий.
Анамнез – совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.
Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.
Антиципации – способность предвидеть проявление результатов действия, «опережающее отражение», например, преждевременная запись звуков, входящих в конечных двигательных актов.
Апраксия – нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющихся следствием параличей и порезов, а относящихся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.
Атаксия – расстройство/отсутствие координации движений.
Атрофия – патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ (обусловленные расстройством их питания).
Астения – слабость.
Асфиксия – удушье плода и новорожденного – прекращение дыхания при продолжающейся сердечной деятельности вследствие понижения или утраты возбудимости дыхательного центра.
Аудиограмма – графическое изображение данных исследования слуха с помощью прибора (аудиометра).
Афазия – полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Смотрите также видеоуроки «Формы афазии и методы восстановления речи».
Основные формы афазии:
- акустико-гностическая (сенсорная) – нарушение фонематического восприятия;
- акустико-мнестическая – нарушение слухоречевой памяти;
- семантическая – нарушение понимания логико-грамматических конструкций;
- афферентная моторная – кинестетическая и артикуляторная апраксия;
- эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений;
- динамическая – нарушения последовательной организации высказывания, планирования высказывания.
Афферентный кинестетический праксис – это способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады (позы), которые часто называют также речевыми кинестезиями или артикулемами.
Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникаем в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
Брока Центр – участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи (ответственный за экспрессивную речь).
Вернике Центр – область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, обеспечивающий понимание речи (ответственный за импрессивную речь).
Гаммацизм – недостаток произношения звуков [Г], [Гь].
Гемиплегия – паралич мышц одной половины тела.
Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.
Гипоксия – кислородное голодание организма. Гипоксией у новорожденных называют патологию плода, развившуюся во время беременности (хроническая) или родов (острая) вследствие кислородной недостаточности. Недостаток обеспечения кислородом плода в начале беременности может стать причиной задержки или нарушений развития плода, а на поздних сроках затрагивает нервную систему малыша, что может существенно повлиять на речевое развитие.
В группу риска развития гипоксии могут привести следующие факторы:
- наличие анемии, ЗПП, а также серьезных заболеваний дыхательной или сердечно — сосудистой системы у будущей мамы;
- нарушения в кровоснабжении плода и в родовой деятельности, гестоз, переношенная беременность;
- патологии плода и резус-конфликт матери и малыша;
- курение и прием алкоголя беременной женщиной.
Также о кислородной недостаточности свидетельствует зеленый цвет околоплодных вод.
Если у врача есть подозрения на гипоксию, он может принять решение о необходимости кесарева сечения. Новорожденный с тяжелой степенью кислородного голодания реанимируется, а с легкой степенью получает кислород и лекарственные средства.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет. С 3 лет и старше несформированность всех компонентов речи квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний, сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи.
Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и, следовательно, связью с центральной нервной системой.
Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК) с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Геморрагический инсульт обусловлен кровоизлиянием в головной мозг или его оболочки, ишемический инсульт обусловлен прекращением или значительным уменьшением кровоснабжения участка мозга, тромботический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга тромбом, эмболический инсульт обусловлен закупоркой сосуда мозга эмболом.
Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].
Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.
Компенсация – сложный, многоаспектный процесс перестройки психических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Контаминация – ошибочное воспроизведение слов, заключающиеся в объединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].
Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедический массаж — одна из логопедических техник, способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями. Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Локализация функций – согласно теории системной динамической локализации высших психических функций мозг рассматривается как субстрат, состоящий из дифференцированных по своим функциям отделов, работающих как единое целое. Локальный – местный, ограниченный определенной областью, участком.
Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При М. наблюдаются значительные нарушения произношения.
Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.
Модуляция голоса – изменение высоты голоса, при снижении слуха М. г. нарушается, что делает речь монотонной.
Мутация голоса – изменение голоса, наступающее в результате возрастных изменений в голосовом аппарате (13-15 лет).
Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы.
Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосообразующего аппарата.
Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.
Нейропсихология – наука о мозговой организации высших психических функций человека. Н. изучает психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ и речевой функции. Н. изучает нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от характера поражения мозга (локального, диффузного, межзональных связей), а также диагностику этих нарушений и методы коррекционно-восстановительной работы.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.
Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.
Парафазия – нарушения речевого высказывания, проявляющиеся в пропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.
Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.
Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение, часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.
Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.
Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.
Рефлекс – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.
Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коре больших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.
Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей с задержкой речевого развития.
Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции у безречевых больных.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба. Различают открытую, закрытую и смешанную ринолалию.
Ротацизм – расстройство произношения звуков [Р], [Рь].
Сенсорный – чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.
Симультанный – одновременный.
Соматический – термин, применяемый для обозначения разного рода явлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.
Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя или более лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.
Судороги – непроизвольные сокращения мышц, возникающие при эпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях. Судороги характерны для состояния возбуждения подкорковых образований, могут быть вызваны рефлекторно.
Клонические судороги характеризуются быстрой сменой сокращения и расслабления мышц. Тонические судороги характеризуются длительным сокращением мышц, что вызывает продолжительное вынужденное напряженное положение.
Сукцессивный – последовательный.
Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте ее темпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса (дисфония), методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.
Фониатр – врач, специалист по проблемам голосовых связок и занимается их лечением, а так же профилактикой заболеваний.
Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.
Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.
Экстирпация (гортани) – удаление.
Эмбол – циркулирующий в крови субстрат, не встречающийся в нормальных условиях и способный вызвать закупорку кровяного сосуда.
Эмбол речевой – одно из наиболее частотных до заболевания слово, часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.
Этиология – причина возникновения болезни или патологического состояния.
Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи. Эфферентный артикуляционный праксис принципиально отличается от афферентного тем, что требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую. Эти переключения сложны по способу исполнения. Они предполагают овладение вставными фрагментами артикуляционных действий — коартикуляциями, которые представляют собой «связки» между отдельными артикуляционньши позами. Без коартикуляций слово произнести невозможно, даже если каждый звук, входящий в него, доступен для воспроизведения.
Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков, слов или фраз.
Откуда вы взяли, что при алалии первично сохранный интеллект. Волкова, Корнев, Ковшиков как раз отмечают возможность УО у детей с алалией. И из определения алалии никоим образом не следует первично сохранный интеллект. Вы путаете с определением ОНР.
Здравствуйте, Елена.
Данное определение принято в логопедии и публиковалось «Понятийно-терменологическом словаре логопеда» под редакцией Под редакцией В. И. Селиверстова (Рецензенты: академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. И. Лубовский, Заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор В. А. Сластенин, Заслуженный деятель науки РФ, академик АГН, доктор педагогических наук, профессор Л. С. Волкова, доктор медицинских наук, профессор Е. М. Мастюкова). Можете поспорить с этими уважаемыми специалистами.
Внимательнее читайте определения. При умственной отсталости может проявляться алалия, но также алалия может проявляться и при первично сохранном интеллекте — вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (данное определение опубликовано в классическом учебнике «Логопедия. Учебник для ВУЗов»)
Логопеду следует четко понимать, что алалия не приравнивается к умственной отсталости и проводить точную диагностику ребенка. Это чрезвычайно важно для построения коррекционной работы, нужно разграничивать такие диагнозы и хорошо знать разницу между данными понятиями. Естественно, серьезные нарушения речи при алалии могут приводить к задержке некоторых психических процессов, но именно – к ЗПР, а не к умственной отсталости.
Алалия – это самостоятельный диагноз, который может быть диагностирован как при умственной отсталости, так и у детей с первично сохранным интеллектом.