Задержка речи
Если ребенку уже исполнилось 3 года и он почти не говорит (в его речи только звукоподражания, например «би-би» (машина), «бум» (упал), «кап» (вода) или так называемые «аморфные слова», например «ди» (иди), «ляля» (кукла, девочка) или говорит очень мало, не употребляя предложений (ограничивается однословными предложениями, например «Дай!», «Вот», «Моя».) – такое состояние речи безусловный повод для беспокойства родителей.
Если с 2-х до 3-х лет наблюдается задержка темпов формирования речи, ставится логопедический диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).
Конечно, не следует паниковать, но и оставлять без внимания речевое развитие ребенка в таком случае нельзя – необходимо без промедления обратиться к логопеду.
Чем сможет помочь логопед?
Во-первых, специалист оценит речевое развитие ребенка – насколько оно соответствует возрастной норме (подтвердит или опровергнет ваши страхи и сомнения).
Во-вторых, даст четкие рекомендации для домашних занятий, которые помогут стимулировать и формировать речь при ЗРР.
И в-третьих, наметит план логопедической работы, а именно, чем будет заниматься на логопедических занятиях (и доходчиво объяснит родителям цели и приемы, которые будут использоваться на занятиях), уточнит, когда надо будет начать логопедические занятия при задержке речи. Как правило, 2 – 3 месяцев занятий с логопедом (2 раза в неделю по 25 – 40 минут) бывает достаточно, чтобы вызвать резкий скачок речевого развития.
Логопедическое занятие с малышом 3 лет – 3,5 лет должно включать в основном речевые игры (с большим количеством пособий и дидактического материала, увлекающего ребенка) и обязательно физ.минутку или логоритмику и пальчиковые игры.
Существует мнение (оно иногда присутствует даже у врачей), что до 5 лет беспокоиться о состоянии речи ребенка не стоит: «наш дедушка заговорил в 5 лет и сразу предложениями», «заниматься с логопедом раньше 5 лет бесполезно», «у подруги логопед посмотрела ребенка и сказала приходить в 5 лет» и т.п. Однако если при ЗРР не начать своевременной работы по «растормаживанию речи» под руководством логопеда, задержка речи может привести к существенным сложностям формирования различных компонентов речи. Часто бывает, что ЗРР является предвестником Общего недоразвития речи (ОНР) и потребует длительной упорной работы по коррекции всех компонентов речи (звукопроизношение, фонематический слух, слоговая структура слова, лексико-грамматический строй речи, связная речь). Поэтому, если возникла задержка речи, уже в 3 года необходима помощь логопеда и откладывать консультацию логопеда нельзя. Не устраненную задержку речевого развития после 3-х летнего возраста логопед квалифицирует уже как Общее недоразвитие речи.
Как родители смогут способствовать развитию речи и не допустить ЗРР — детально изложено в статье Что стимулирует развитие речи.
И еще один важный совет: обязательно показаться неврологу. Задержка речевого развития может быть следствием неврологических проблем, их необходимо исключить, и возможно, на фоне грамотно подобранного неврологом лечения, речь начнет развиваться гораздо быстрее.
Кулакова Наталья Игоревна
логопед-дефектолог
Свежие комментарии