Что стимулирует развитие речи?



Если нет возможности обратиться к специалисту, что могут сделать родители для своего ребенка самостоятельно, в домашних условиях, чтобы  у чада увеличился словарь и  начала формироваться фразовая речь? Оказывается, очень и очень многое. И начинать следует не в 3 года, а с самых первых месяцев жизни ребенка и уже совершенно необходимо – с момента появления первых слов в норме (то есть примерно с 1 года).

Что  же стимулирует развитие речи и как развивать речь ребенка, занимаясь с ним дома? Как общаться с малышом, который еще только начинает говорить, чтобы его речь активно развивалась?

У ребенка сначала формируется понимание речи (речевая зона коры, отвечающая за понимание речи или импрессивную речь). И только потом зона, отвечающая за самостоятельное «говорение» (зона, ответственная за экспрессивную речь).

Это значит,  что взрослые должны как можно больше говорить с ребенком с самого рождения: очень хороши потешки, прибаутки, маленькие стишки, которыми в том числе, изобилует и народное творчество. И вообще, много разговаривать с ребенком, комментируя свои действия:

Вот умница доченька, покушала кашку. А сейчас пойдем гулять. Надеваем ботиночки на ножки, где наши ножки? Вот наши ножики! А какие ботиночки красивые, красные! Наши ножки топ-топ шагают по дорожке! и т.п.

Малые фольклорные формы сейчас утеряны, они уже не «на слуху», но их влияние и необходимость доказана нейропсихологами. Их отсутствие в жизни маленького ребенка компенсируется, увы, рекламой. Отсюда любовь детей к телевизионной рекламе. Малыши запоминают ролики наизусть, прилипают к телевизору, едва заслышав знакомую музыку очередного рекламного «шедевра». В рекламе есть те же составляющие, что присутствовали когда-то в малых фольклорных формах: простота (порой даже примитивизм) фразы, постоянная повторяемость и незамысловатый сюжет. Так что даже в просмотре рекламы есть некоторая польза, но конечно – лучше если подобное влияние на речь ребенка будет оказывать родители, бабушки и дедушки, активно общаясь с ребенком и используя детские потешки и стишки.

Важно знакомить ребенка с миром звуков, привлекать его внимание к звукам вокруг нас и комментировать их (водичка бежит из крана, слышишь «кап кап кап»), побуждая к звукоподражаниям (пока ребенок еще не начал говорить первые слова).

Вовлекая ребенка в игры с игрушками,  подвижные и настольные игры, «оречевлять» все  действия, комментируя происходящее и провоцируя его на повторение слов и вызывая речевую активность. Особенно хорошо использовать, начиная с 2,5 лет, простые лото, домино, вкладыши, кубики с картинками. Главная задача – не допускать молчаливого выполнения правил игры (он такой умный – все пазлы быстро собирает), а отвечать на вопросы, показывать  и называть картинки.

Важный аспект:  при задержке речевого развития  не стоит обращать внимание на звукопроизношение 3-х летнего малыша. Важнее вызвать речевую активность и фразовую речь, увеличить словарь ребенка, нормализовать слоговую структуру слова,  а вопросом звукопроизношения можно заняться позднее.

Обязательно играть с ребенком в пальчиковые игры. Все просто – речевые зоны коры головного мозга соседствуют с зонами, отвечающими за мелкую моторику пальцев, а значит, воздействуя на данную зону, мы улучшаем кровообращение и активность взаимодействия нейронов внутри речевой зоны.

Родители должны знать, что следует как  можно больше окружать ребенка «ритмом» (слушать ритмичную детскую музыку, читать ритмичные детские коротенькие стишки, побуждая ребенка хлопать в ладоши в такт музыке, танцевать, топать под музыку, слушать ритмичные звуки природы, например пенье птиц, шум дождя, прибоя и т.д.). Нейропсихологами обоснован тот факт, что ритмические рисунки, ритм вносит активирующее влияние на подкорку, а ведь подкорковые образования – энергетически активируют корковую деятельность, а значит — ритмизация способствует речевому развитию.

Взрослые, занимающиеся с ребенком обязательно должны привлекать внимание малыша к собственной артикуляции, делая ее даже утрированной (можно даже накрасить губы), ребенок должен видеть, что при разговоре положение губ, языка меняется. Например, произнося звук [У] мы вытягиваем губы «трубочкой», а когда говорим звук [И] —  растягиваем губы в улыбке и показывая зубы. И родители должны привлечь внимание ребенка к тому, как меняется артикуляция во время разговора.

Необходимо делать артикуляционную гимнастику. Для малыша 3 – 3,5 лет достаточно будет 5-7 минут выполнять простые артикуляционные упражнения перед зеркалом. Чтобы такие упражнения были интересны, они даются в игровой форме и как правило, выполняются детьми с интересом.

Конечно, это лишь основные рекомендации, более конкретные советы даст специалист, пообщавшись с ребенком. Всего одно занятие с логопедом (например, по Скайпу) существенно поможет Вам понять, какова картина речевого развития у Вашего ребенка, соответствует ли это норме и как организовать общение и занятия с ребенок, чтобы активизировать его речь.

Но уверяю вас,  выполнение даже этих простых советов поможет не только развить речь у малышей с задержкой речевого развития, но и будет стимулировать речевое, а значит впоследствии, и умственное развитие у детей в норме!  

Наталья Игоревна Кулакова

Логопед-дефектолог




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart