Пальчиковые игры



Пальчиковые игрыПодборка пальчиковых игр

для занятий по развитию речи

с дошкольниками

Развитие мелкой моторики малыша взаимосвязано с его речевым развитием. Объясняется это тем, что речевые зоны коры головного мозга, отвечающие за речь, соседствуют с зонами, ответственными за мелкую (пальчиковую) моторику. Поэтому воздействуя и развивая мелкий, пальцевый праксис, мы стимулируем развитие речи ребенка появление новых слов и даже предложений.

Конечно, чтобы развивать мелкую моторику, можно и нужно выполнять такие упражнения, как собирание мозаики, выкладывание узоров из пуговиц, игры с прищепками, перебирание различных круп  (например разобрать перемешанные фасоль и горох в разные пузырьки) и т.д. Но такое занятие не заставляет ребенка координировать движения пальцев под стихотворный ритм, связанный с сюжетом.

А вот упражнения для пальчиков под сюжетный текст, кроме развития мелкой моторики, решают еще и задачу развития пространственной координации и  межполушарных взаимодействий.

И самое главное — такие упражнения прекрасно стимулируют, растормаживают речь у детей с задержкой речевого развития!

Так что не ленитесь, дорогие  мамы, бабушки и дедушки,  и включайте в игры с малышом «пальчиковую гимнастику». Это очень и очень полезно!! Еще лучше, если такая гимнастика будет проводиться под музыку (сейчас продаются диски с такой гимнастикой, в материалах для занятий на моем сайте есть подобные музыкальные пальчиковые игры), сопровождаться картинками главных героев или сюжетов  каждого упражнения (также можно купить книгу под названием «пальчиковые игры» или «гимнастика для пальчиков»). Но и самая простая организация пальчиковой игры принесет неоценимую пользу малышу. Играть можно где угодно: дома сидя за столом или на ковре, в машине, на улице сидя на лавочке, и даже в кровати – перед сном!

Важное условие – каждое упражнение для пальчиков необходимо сначала не спеша разучить с ребенком, если не получается – подсказать, сложить его пальчики нужным образом, и только потом уже выполнять под музыку или просто увеличить темп выполнения. Желательно, чтобы малыш подпевал слова знакомого упражнения (или проговаривал вместе с вами). И еще – не торопитесь разучивать сразу много упражнений, гораздо полезнее будет выполнять по 1-3 упражнения в неделю и переходить к следующим только после качественного усвоения предыдущих.

Пальчиковые игры – это не только полезное, но и очень интересное и веселое времяпрепровождение.

 

АПЕЛЬСИН

Очищаем апельсин  (изображаем, как очищаем апельсин)

На тарелке он один («тарелка»  — кисти вместе)

Апельсин я разломлю  (изобразить, как разломим апельсин)

Всех знакомых наделю (развести руки в стороны)

Эту дольку Ване, эту дольку Тане (Движения кистями, как при раздаче долек).

Эту дольку Толе, эту дольку Коле

Ну а что останется (Развести руки в стороны)

только мне достанется  (Кисти к груди).

 

ИГОЛКА

Вышивает, шьет иголка,

(левая ладонь раскрыта, в правой- «шьет» воображаемая иголка)

Пальцу больно, пальцу колко (взмахнуть указательным пальчиком) 

А наперсток в тот же миг, к девочке на пальчик – прыг!

(обхватить пальцами левой руки указательный палец правой руки)     

Говорит иголке: «Шей! 

(левая ладонь раскрыта, в правой- «шьет» воображаемая иголка)        

А колоться ты не смей!»  (взмахнуть указательным пальчиком)

 

ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯЮТ

Пошли пальчики гулять

А вторые – догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые – пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

(Ритмическое касание поверхности стола большими,

указательными, средними, безымянными пальцами и мизинцами).

 

БЕЛОЧКА

Сидит белка на тележке,

(Сгибать и разгибать пальцы)

Продает она орешки:

(Соединить большой и указательный пальцы в кольцо)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.

(Поочерёдно загибать пальцы рук,

начиная с большого пальца)

Кому в платок, кому в зобок, кому в лапочку

(Хлопки в ладони и удары кулачкамипопеременно)                      

 

 

МЫШКА И ПЕРЧАТКА

Весёлая мышка  перчатку нашла  

(раскрываем ладошку,  пальцы растопырены – «перчатка»;

поворачиваем руки то ладонью,  то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив, мышат позвала 

(складываем ладоши «ковшом»,

сгибаем — разгибаем пальцы в «зовущий» жест).

Им корочку хлеба дала покусать 

(кончиком большого пальца поочерёдно стучим

по кончикам остальных пальчиков).

Погладила всех (большим пальцем гладим остальные

скользящим движением от мизинца к указательному)

И отправила спать  

(складываем ладошки и кладём под щёку).

 

ВАРЕЖКА

Маша варежку надела

(Пальцы сжаты в кулак, кроме большого)

Ой куда я пальчик дела?

(Загибать и большой пальчик)

Нету пальчика – пропал,

В свой домишко не попал.

(Сложить ладошки домиком)

Маша варежку сняла –

(Изобразить, как снимаем варежку)

Поглядите-ка, нашла!

(Поднять большой палец, остальные сжать в кулак)

 

 ЯГОДЫ

(Дети слушают стихи и загибают пальчики, считая ягоды,

а затем хлопают в ладоши в конце каждого четверостишья)

Сколько ягод в мире есть?

Всех, конечно, и не счесть!

Земляника, и клубника,

И крыжовник, и брусника,

А ещё смородина

Чёрная и красная.

Ох, варенье вкусное!

Ягода прекрасная!

Есть малина и черника,

Клюква есть и голубика,

А ещё есть виноград.

Винограду каждый рад!

 

КОМПОТ

Будем мы варить компот,       

Фруктов нужно много, вот:

(Левую ладошку сложить «ковшиком»,

указательным пальцем правой руки  «мешать компот»).

Будем яблоки крошить.          

Грушу будем мы рубить.        

Отожмем лимонный сок.

Слив положим и песок

Фруктов заготовим впрок.

(Загибать пальчики по одному).

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варим» и «мешаем»)

 

ОВОЩИ

У Лариски — две редиски.            

У Алешки — две картошки.             

У Сережки — сорванца —  два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

(По очереди разгибать пальчики из кулачка

на каждой руке, начиная с большого пальца)

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.

(Сжимать и разжимать кулачки)

 

Снег

Падал снег на порог

(поднять руки и медленно опустить ладони на стол)     

Кот слепил себе пирог 

(прижимая ладонь к ладони «лепить» пирог)

А пока лепил и пек           

Ручейком пирог утек  

(«бежать» пальчиками обеих рук по столу)    

Пирожки себе пеки.         

Не из снега – из муки!

(Попеременно – хлопок в ладони, затем – кулачками)     

 

СНЕЖНЫЕ ЗАБАВЫ

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибать пальчики по одному)      

Мы во двор пошли гулять       

(«Идти» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили

(«Лепить» комочек двумя ладонями)          

Птичек крошками кормили

(Крошащие движения всеми пальчиками)    

С горки мы потом катались

(«Вести» указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)                        

А еще в снегу валялись      

(Класть ладошки на стол то внутренней, то тыльной стороной)

Все в снегу домой пришли

(Отряхнуть ладошки друг о друга)

Съели суп

(Движения рукой с воображаемой ложкой)

И спать легли!

(Сложить ладошки вместе и положить под щеку)  

 

ПТИЧКИ

Птички полетели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы,

ладошки развести в стороны словно птичьи крылья)

Крыльями махали.

(Махи кистями рук)

На деревья сели,

(Большие пальцы выпрямить и сложить вместе — это туловище птицы,

ладошки развести в стороны словно птичьи крылья)

Вместе отдыхали.

(Помахивать ладонями, не разводить сомкнутыми ладонями)

 

 

 

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart