Нарушение слоговой структуры слова



Ваш малыш смешно «коверкает» слова? Сначала это выглядит забавно. Однако, если даже в простых словах ребенок переставляет, пропускает, меняет местами слоги – логопед обязательно скажет родителям, что есть нарушение слоговой структуры слова.

Как проявляется нарушение слоговой структуры? Чем проще слова, которые ребенок произносит с искажением слоговой структуры, тем тяжелее степень такого нарушения.

Вот Вам примеры

Ребенок сокращает, переставляет слоги, уменьшает количество слогов в  простых по структуре словах:

  • вместо «лиса»  говорит например,  «ся» (двухсложные слова, состоящие из 2-х отрытых слогов, типа «коза, лапы, киса).

Важно отметить, что если ребенок говорит «иса» вместо слова «лиса», это уже НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нарушением слоговой структуры, мы видим лишь нарушение звукопроизношения – он меняет звук [Ль] на звук [И], но слоговая структура слова остается сохранной!  Или например, «коёва» вместо «корова», тут ребенок заменяет трудный для него звук на более простой, и до 5-ти лет имеет полное право на такую звуковую замену, которая не имеет никакого отношения к искажению слоговой структуры.

  • «ко» вместо «кот», «ом» вместо «дом» (односложные слова, состоящие из одного закрытого слога);
  • «ляко» или «лямоко» вместо «молоко», «сина» вместо «машина», «лесё» вместо «колесо» (двухсложные слова, состоящие из 3-х открытых слогов типа «радуга», «мимозы» и т.п.).
  • Абрисы слов, например, «патина» вместо «машина», «тютики» вместо «кубики».

Фразы ребенка могут выглядеть так: «Да пи тё! Ки бах. Мяу ням ляко» (Дай пить сок! Кошка упала. Кошка лакает молоко.)

Такое состояние речи говорит о тяжелой степени нарушения слоговой структуры слова и если такова речь ребенка, которому исполнилось уже 3 годика, надо обращаться к логопеду. Следует провести курс занятий с целью преодоления нарушений слоговой структуры малыша.

Часто дети даже в 4 года допускают множество ошибок в более сложных по структуре словах, пропуская простые звуки, которые отдельно (изолированно) дети могут легко и правильно произносить. 

Приведу примеры.

  • «кут» вместо «кнут», «так» вместо «танк», «кес» вмест «кекс» (односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова);
  • «атобус» вместо «автобус», «асин» вместо «апельсин», «кечик» вместо «кузнечик» (трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом);
  • «матёшка» вместо «матрёшка», «япочка»» вместо «лампочка» (трехсложные слова с тремя стечениями согласных);
  • «сковода» или «скова» вместо «сковородка», «весипед» вместо «велосипед» (четырехсложные слова с одним или двумя стечениями согласных).

Речь ребенка может звучать так:  «Мачику полялили весипед. Бабушка жалит на соводе катету. Атобус едет быстло, а чепаха позёт медено. Кеновый лист упал на афальт.» (Мальчику подарили велосипед. Бабушка жарит на сковороде котлету. Автобус едет быстро, а черепаха ползёт медленно. Кленовый лист упал на асфальт.)

Такая речь уже насыщена казалось бы, сложными словами, но во многих словах есть перестановки, потери или замены слогов. И это не замечается родителями. А зря!  Ведь правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи).

А значит – такие нарушения в произнесении слов должны родителей насторожить и явится поводом к срочному походу к логопеду. 

Есть целый пласт игр и упражнений по формированию слоговой структуры. Дома мама тоже сможет помочь коррекция нарушений слоговой структурысвоему ребенку говорить лучше.

Главное правило — идти от простого к сложному. Сначала предлагайте слова с простой слоговой структурой, например «коза, рука, дома, ваза…. кот, дом, мак…. корова, радуга…». Эти слова с открытыми слогами, где гласный всегда идет после согласного, а количество слогов нарастает от 1-го до 3-х.  Можно подобрать картинки из детских книжек и проговаривать с ребенком, а чтобы было интереснее — поиграть в игру «чего не стало», когда выкладывается 4-7 картинок и после называния каждой одна из картинок убирается, а малыш угадывает, какой картинки не стало.

Можно самим изготовить простую и доступную игру, которая очень наглядно познакомит ребенка с слоговой структурой слова и научит его произносить слова, не упуская слогов. Вы просто разрезаете подходящие картинки на столько частей, сколько слогов содержит данное слово. Например, картинку, на которой изображена «со-ба-ка» вы разрезаете на 3 части. Затем просите ребенка сначала собрать картинку (что тренирует его в ориентировке в пространстве), а затем проговариваете слово по слогам, одновременно нажимая на каждую часть, из которой собрана картинка. То же должен сделать и малыш.

Слова постепенно усложняются: от простых слов типа «коза, руки, лопата, ворона» мы переходим к более сложным, таким слоговая структуракак «кнут, пруд, банка, полка, банан, веник, карман, черепаха, Буратино,  самолет, памятник, велосипед…» и т.д.  Советую поискать аналогичные игры для дошкольников в магазинах, чаще всего они так и называются: «Делим слова на слоги». Чем больше будет игрового и наглядного материала, тем быстрее ребенок усвоит нормальную слоговую структуру в словах.

Еще один хороший прием — отстукивать слова в ритм каждого слога. То есть, произнося слово «лиса» , мы хлопаем два раза и показываем малышу, как самому «отхлопать» слово, можно стучать по столу, хлопать в ладоши — это очень помогает произнести слово правильно. Затем можно усложнить словесный материал, так же тренируясь в произнесении более сложных слов с 2-мя и даже 3-мя слогами, где встречаются рядом два согласных звука:  «кошка, ручка, вилка, пальто, сушки….колбаса, полоска…черемуха, солдатик…».

А когда и эти слова будут доступны, можно уже отрабатывать самые сложные по слоговому наполнению слова, наподобие «сковорода, велосипед, регулировщик, полицейский» и т.п.

И еще один совет — когда вы занимаетесь с ребенком играми по нормализации слоговой структуры слова, не обращайте внимание на неправильное произношение звуков, если таковое имеется. Это будет только отвлекать и расстраивать ребенка, не делайте замечаний по плохой дикции. В это время ваша цель — научить говорить слова, соблюдая слоговое наполнение.

А звукопроизношением займетесь в другое время.

                                                                                                                                                               Наталья Игоревна Кулакова,

Логопед-дефектолог




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart