Вопрос-Ответ



Тема: Логопед для школьницы

Автор: Светлана Р.

Уважаемая Наталья Игоревна. У меня дочка учится в 4 классе. Проблема в том, что она не выговаривает звук Р. Это можно как-то исправить в её возрасте, она ведь уже не маленькая!!?? И если да, то сколько это займет времени?

Наталья Игоревна Кулакова
Добрый день, Светлана!

Исправлять звук в этом возрасте можно и нужно — еще совсем не поздно! Главное – заинтересованность дочери в правильном звукопроизношении. Если она действительно

Нажмите здесь, чтобы прочитать ответ целиком

хочет научиться говорить звук [Р] правильно и настроена на работу в этом направлении — результат должен быть хорошим. Как правило, постановка звука у школьника может занимать от нескольких дней до 3 недель (зависит от состояния мышц языка), это примерно от 3 до 9 занятий. А вот автоматизация (введение правильного звука в самостоятельную речь) у школьницы может продлиться месяц или два (на данном этапе занятия с логопедом можно уже сократить до 4 или 2 занятий в месяц).

С уважением,

Наталья Игоревна Кулакова логопед-дефектолог

 

Тема: Разные диагнозы

Автор: Евгения

Здравствуйте! Подскажите, как  быть  и что  делать? Моему сыну 5 лет и  он  производит  замену  звуков. Например: речка-речта, колобок-толобок, кот-тот, гусь-дусь, дедушка-дедушта,а  также в  слогах и отдельно тоже заменяет (к) на (т), (г) на (д). Водили на  обследование к логопедам, один  ставит  диагноз ОНР 3 степени, другой — стёртая дизартрия. Подскажите, что же это? И как можно позаниматься с ним и вообще пройдёт ли  это, а  если  да, то  как  долго лечится такое  отклонение? Заранее спасибо))

p.s. Все остальные звуки он  очень хорошо  произносит и  в словах и  отдельно. И прекрасно осознаёт ,что говорит не  правильно звук г и к.

Наталья Игоревна Кулакова

Здравствуйте Евгения!

У Вашего сына, скорее всего – дислалия (нарушение звукопроизношения без нарушения иннервации артикуляционных органов). Дизартрия проявляется в нарушении иннервации мышц языка, мягкого неба, губ и

Нажмите здесь, чтобы прочитать ответ целиком

лицевых мышц (проводимости нервных импульсов к мышцам, участвующим в артикуляции). Но если бы у него была дизартрия, скорее всего, были бы нарушения и других звуков. А этого, по вашим словам, не наблюдается.  Однако, с точностью исключить дизартрию можно лишь при личном осмотре.

Для того, чтобы определить дизартрию, необходимо обратить внимание на подвижность мышц языка, отвечающих за отодвигание его вглубь рта и тонуса корня и спинки языка, которые при произнесении звуков [К, Г, Х] – поднимаются к верхнему нёбу. Может ли он отводить язык вглубь рта, напрягая спинку и корень языка и опуская кончик языка вниз? Если сын  произносит [Х], все артикуляционные пробы выполняет без проблем, то ни о какой дизартрии не может быть и речи!!

По поводу диагноза ОНР. Одного нарушения звукопроизношения недостаточно, чтобы поставить ОНР. ОНР – комплексный диагноз и обозначает, что кроме звукопроизношения, нарушена слоговая структура, плохо развита связная речь и множество ошибок в лексико-грамматическом строе речи. Все эти нарушения есть у сына? Если он говорит распространенными предложениями, не переставляет слоги в словах и не допускает множества ошибок в лексико-грамматических категориях (например, подобные ошибки: «деревный» вместо «деревянный»,» 3 карадашов» вместо «3 карандаша», «моя заяц» вместо «мой заяц», «красный пальто» вместо «красное пальто», «машина выезжает из дома» вместо «из-за дома»  и т.п.), то говорить об ОНР будет неправомерно.

Заднеязычные звуки, которые он не произносит [К, Г, Х] довольно просто ставятся. Логопед пытался их поставить? Обычно это занимает несколько занятий и еще месяц или два занятий может занять автоматизация поставленных звуков в спонтанную речь ребенка (если нет дизартрии).

Вы можете самостоятельно попробовать такой прием постановки звуков: попросите сына произносить звук [Т] многократно (рот при этом открыт). Упритесь пальцем (на палец накиньте бинт, чтобы не скользил) в кончик языка и отодвигайте язык вглубь рта, так чтобы кончик языка опустился вниз, а язык принял положение «горка» (корень поднят, кончик опущен вниз). Постепенно отодвигая в таком положении язык вглубь рта, вы услышите вместо [Т] – [К]. Попросите сына прислушаться и запомнить, где был язычок (кончик внизу, спинка поднята и отведена вглубь рта — прижимается  к мягкому небу). Это довольно простой и действенный способ постановки.

Аналогично звук [Г] можно поставить от звука [Д].

А вот чтобы сказать [Х], надо просить произнести длительно [С], и так же отодвигать язык вглубь рта, положение языка такое же, только корень языка не прижимается к нёбу, а образует щель, сквозь которую идет воздух и получается щелевой звук [Х].

Надеюсь, мой совет вам поможет. А то, что сын понимает и слышит, что говорит неправильно звуки, очень хорошо. Значит, у него нормальный фонематический слух и это облегчит задачу автоматизации правильного звука в речь.

С уважением,

Наталья Игоревна Кулакова логопед-дефектолог

 

Тема:   Нарушилась речь

Автор:   В.В.

Добрый день!

Мне 61 год, перенес правосторонний инсульт по ишемическому типу в 2007г. Несколько месяцев назад почуствовал , что стал плохо произносить некоторые слоги,  слова и фразы, а внутренняя речь льется без запинки. Обратился к неврологу, врач выписал мне пропить кавинтон и мексидол и посоветовал обратиться к логопеду. Но у нас в поликлинике такой врач отсутствует. Прошу вашего совета или вы предложите ряд упражнений для улучшения речи. Спасибо.

Наталья Игоревна Кулакова

Добрый день, В. В.!

У меня несколько вопросов. Было ли ухудшение речи после первого инсульта 2007? Вы правша? (Если правша, предполагаю, что нарушения речи в 2007 г. не было). Если же несколько

Нажмите здесь, чтобы прочитать ответ целиком

месяцев назад вдруг резко появилось нарушение речи, могу предположить, что возможно, был микроинсульт в левом полушарии (которое отвечает за речь). Либо — это следствие атеросклеротических явлений. Какие анализы Вы делали после появления симптомов ухудшения речи? Я бы советовала показаться еще одному неврологу. Затем уже необходимо обращаться к логопеду.

 

 

С уважением,

Наталья Игоревна Кулакова логопед-дефектолог

 

Тема: ЗРР (задержка речевого развития).

Автор: Елена

Здравствуйте! Моему ребенку 3г. 8м. Не разговаривает, точнее, говорит на своем языке. Слова не говорит, только мама, папа, тати, да, нет. Отдельно слоги повторяет. Ходим год в садик. Логопед не занимается, только с осени и то если попадем. Развивающих центров нет и специалистов тоже. Все понимает и делает, показывает. На вопросы да и нет отвечает. Еще в 2 года к педиатру обращались, она сказала в сад пойдет и заговорит, а теперь сама нам поставила диагноз — ЗРР. Делаем логопедическую гимнастику. Задания в книжках выполняет: найти, наклеить, подставить, показать одинаковые картинки.  Обращались к логопеду в саду — сказала, чтобы сказки читали. Сказки слушает и  берет книжки и где рисунки показывает и рассказывает на своем языке. Я занимаюсь с ребенком как могу, но я не специалист. Занимаемся по всевозможным книгам, тестам, занятиям. Невропатолог на приеме сказал, что всё в порядке.

Наталья Игоревна Кулакова

Елена, здравствуйте!

Мое мнение по Вашей проблеме.

1. Необходимо найти хорошего невролога. Назначал ли невролог обследования: энцефалограмму, допплеровское исследование сосудов головного мозга? Какой был анамнез: беременность, роды без патологии? Не было ли

Нажмите здесь, чтобы прочитать ответ целиком

токсикоза, давления, гипоксии, затяжных или стремительных родов, осложнений после прививок, падений, какая наследственность в речевом плане? На основании каких медицинских данных и результатов обследований невролог сказал, что «все в порядке»? Советую обратиться еще к одному грамотному неврологу, провести необходимые дополнительные обследования, чтобы исключить неврологические проблемы, мешающие речевому развитию.

2. Если со стороны обследований неврологического статуса все будет в порядке – необходимо срочно начать занятия с логопедом по «растормаживанию» речи. Если неврологические проблемы обнаружатся, занятия с логопедом начинайте на фоне лечения у невролога. Ищите платного специалиста, если бесплатный логопед не берется. Дело в том, что речь в норме развивается в определенные сроки и в случае ЗРР, когда вообще нет полноценных слов и фраз, а присутствует речь на своем языке, нельзя откладывать логопедические занятия. Нужно начинать логопедическую работу по формированию словарного запаса, слоговой структуры и фразы. Если есть вялость или ограничения подвижности артикуляционных органов – надо подключать логопедический массаж.

3.  Причины ЗРР могут быть следующие:

  • Неврологические проблемы. Значит, если это подтвердится обследованиями, надо будет получать лечение от невролога.
  • Невыясненный генез, когда неврологическое обследование  не обнаруживает патологии, однако диффузно (это может быть не видно при обследовании) клетки головного мозга, отвечающие за речь,  все же были повреждены. Тогда помогут общеукрепляющие процедуры и курс логопедических занятий.
  • В сложных случаях – могут быть повреждены речевые зоны коры головного мозга, тогда речь идет об алалии. Эта проблема также корректируется логопедом на фоне поддерживающего лечения у невролога, начинать занятия надо с 3 лет.

4. Основные направления работы, которые должен охватывать логопед:

  • Пальчиковые игры и гимнастика  — ежедневно!!!!
  • Ритмические упражнения под музыку. Так как почти нет словарного запаса, могу предположить нарушения слоговой структуры слова, а значит необходимо давать много ритмических упражнений, хлопать, топать в ритм, проводит логоритмику и т.д. Приучайте простукивать слова Ма-Ма, но-га и т.д. Обращайте внимание ребенка на свои губы, утрированно произносите звуки в словах, так чтобы ребенок видел изменения артикуляции губ, языка.
  • Упражнения по формированию слоговой структуры слова (можно купить книгу по слоговой структуре слова, например «Работа логопеда с дошкольником (игры и упражнения)», автор-составитель: Большакова СЕ. — М.: А.П.О., 1996 или  Т.А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»).
  • Упражнения на формирование звукоподражаний (гусь – га га, кот – мяу, вода – ссссс, собака – гав, волк – ууууу, фен шумит – фффффффуууу, мячик скачет – оп ,оп….).
  • Упражнения на формирование понимания речи (покажи где мальчик спит, где мальчик сидит, где мальчик стоит, где мальчик прыгает…).
  • Упражнения на формирование словаря: простых существительных и глаголов (кот, коза, дом, дай, на, иди…).
  • Формирование элементарной фразы: «Дай пить», «Дай ам», «На сок», «Мама иди» и т.п.

 

Успехов Вам!!

Если что-то не понятно или возникнут еще вопросы, с удовольствием отвечу.

С уважением,

Наталья Игоревна Кулакова логопед-дефектолог



Поделиться в соц. сетях

0

84 комментария

  1. Здравствуйте! Мне 18 лет, я могу вызывать вибрацию уздечки с помощью специальной палочки, скажите пожалуйста, как мне сделать, чтобы я самопроизвольно выговорила букву «Р»? Заранее спасибо!

    • Здравствуйте, Анжела!

      Для постановки звука [Р] необходимо вызвать вибрацию кончика языка, а не уздечки. Возможно, Вы имели ввиду именно кончик языка? Если вибрация с помощью палочки доступна, попробуйте такой прием. Прижмите кончик широкого языка к основаниям верхних зубов и пытайтесь произнести звукосочетание [ДЖ] или [ТЖ] (губы в улыбке, рот приоткрыт) . При этом у Вас 2 задачи: кончик широкого языка упорно прижимается к основаниям верхних зубов (или к верхним альвеолам) и на кончик языка направляется сильная воздушная струя. «Упрямый» язык не поддается напору воздуха и не меняет своего положения (кончик языка должен быть при этом расслаблен). Можно также при выполнении этого упражнения делать колебательные движения пальцем под кончиком языка – тогда появится вибрация, то есть желанный вибрант [Р]. Этот вибрант нужно стараться воспроизвести самостоятельно.

      Если у Вас возникнут еще вопросы, напишите их мне в специальной форме «Оставить сообщение» — я отвечу Вам на электронную почту.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  2. Anastasia

    добрый день.
    ребенку 3 года и 3 мес.мы живем в финляндии с самого рождения в семье говорим только по русски но на улице общение на иностранном, он начал говорить корокие слова толко в 2-5 года, сейчас говорит дома предложениями из 3-4 слов но не четко произнося звуки сышится няня ненёй например я хочу воду пить он говорит я нюню нёню нить. мы с мужем его понимаем и повторяем ему как правильно но он плачети не хочет. логопед говорит ждите, ему тяжело в многоязычной среде.

    • Анастасия, добрый день!
      У Вашего сына, по всей видимости, наблюдалась задержка речевого развития. И скорее всего, такая картина развития речи происходила бы даже на фоне отсутствия двуязычия. После 3-х летнего возраста задержка речи квалифицируется как общее недоразвитие речи. А двуязычие в таком случае еще больше усугубляет речевую проблему.

      Однако я совершенно не согласна с мнением, что нужно просто ждать. Наоборот, необходимо помочь сыну специальными логопедическими упражнениями! Даже если занятия не будут регулярными, но логопед может дать Вам рекомендации, составить программу домашней работы. Это будут речевые игры, артикуляционные упражнения, игры по развитию мелкой моторики, логоритмические упражнения, задания по развитию связной речи, улучшения лексико-грамматических конструкций и связной речи, игры на развитие фонематического слуха. Такие упражнения всегда адаптированы к возрасту маленького ученика, интересны и сын даже не поймет, что все эти увлекательные игры решают такие сложные задачи. С детьми, у которых есть Общее недоразвитие речи, логопедические занятия должны проводиться с 3-3,5 лет! Это очень важно. Иначе время будет упущено, и к дошкольному возрасту речь будет развита плохо, что конечно, негативно повлияет на степень подготовленности к школе. А времени провести речевую коррекцию перед школой останется очень мало.

      Если логопед не сможет провести курс логопедических занятий, можно организовать консультацию по Скайпу. Вы должны получить максимум информации и начать заниматься с сыном уже сейчас. Тогда ребенку станет легче включаться в речь, употреблять нужные звуки.

      Если просто поправлять сына, ничего, кроме его переживаний и слёз, эта тактика не даст. А оставить его один на один с такой сложной речевой проблемой – несправедливо и даже вредно! Грамотно построенная программа занятий всегда приносит результат.

      Нужно найти специалиста, который смог бы провести курс логопедических занятий;

      Надо не бояться и начать заниматься! Вы увидите, что сын начнет лучше разговаривать – к своей и Вашей радости.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  3. Андрей

    Здравствуйте! Мне кажется что у меня темпо-ритмовые нарушения речи, хотя происходит это не постоянно, но в большинстве случаев, мне тяжело выговорить планов и ровно то, что я задумал. Я делаю упражнения на артикуляцию, дыхания, голос и дикцию. Скороговорки читаю без проблем, книжку читаю тоже в нормальном темпе, ну вот с живым человеком мне тяжело разговаривать, мне кажется, что слова будто прут из моего рта. Помогите, пожалуйста мне! Существуют какие-то упражнения, я Вам был бы очень признателен!

    • Добрый день, Андрей!
      Не бывает ли у Вас при разговоре с людьми случаев повтора (или протягивания) звуков, находящихся в слове? Или повтора слогов, может быть слов? Или же просто речь становится быстрой и есть сложности в подборе слов?

      Конечно, чтобы дать точные рекомендации, я должна услышать Вашу речь. Часто даже взрослые пациенты самостоятельно не совсем верно оценивают свои речевые проблемы. Очень желательна была бы консультация логопеда.
      В любом случае, при подобных проблемах страдает темпо-ритмическая структура речи.
      Вам необходимо заниматься по упражнениям, предназначенным для коррекции заикания, поскольку данная проблема также возникает из-за нарушений темпо-ритмической организации речи.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  4. Татьяна

    Здравствуйте! Мне 21 год, и совсем недавно у меня появилась проблема: иногда начинаю заикаться, но это происходит очень редко. Например, никак не могу сказать слово, или вместо одного слова какая-то каша во рту. Поток речи нормальный, заикание происходит только на каком-то одном слове. Что это такое? У меня раньше такого никогда не было. Что делать?

    • Добрый день, Татьяна!
      То, что заикание появилось недавно, говорит о некотором сбое в функционировании нервных клеток, ответственных за темпо-ритмику речи. Поэтому мой первый совет – обратиться срочно к ХОРОШЕМУ неврологу, который назначит грамотное обследование и адекватное лечение.
      И затем – на фоне лечения у невролога, необходимо делать специальные логопедические упражнения для восстановления плавности речи.
      Читайте в послоговом ритме стихи, слова и фразы под метроном. Проговаривайте слова, фразы и стихи, отбивая послоговой ритм ладонью.
      Однако по опыту могу сказать, что для достижения результата необходимы занятия с логопедом, который подберет необходимую программу работы и проведет курс занятий, покажет необходимые приемы и подберет нужные упражнения. А выполнять их Вы сможете и самостоятельно. Если не найдете специалиста в своем городе, мы можем организовать занятие по Скайпу. Такой вариант работы дает отличные результаты.
      Главное – начинайте действовать, если заикание инициировалось недавно, у Вас есть хорошие шансы оперативно начать предпринимать меры и быстро избавиться от этого дефекта. Чем больше проходит времени, тем труднее будет устранить запинки.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

      • Татьяна

        Спасибо большое, но в том то и дело, что в основном-то с речью у меня всё в порядке, заикание проскальзывает в единичных случаях ( 1-2 раза в неделю единожды). Это даже нельзя назвать заиканием, просто не знаю как это назвать. Как-будто просто речевой аппарат дает сбой, но очень редко. Я разговариваю абсолютно нормально, плавно. Сейчас вспоминаю, это скорей всего могли быть просто какие-то внезапные волнительные обстоятельства, но всё равно как-то не удобно.

        • Татьяна, чтобы дать точные рекомендации, я должна провести обследование. Проследите за своей речью, возможно запинки уйдут сами собой. Но если они будут прогрессировать, не теряя времени обратитесь к неврологу и логопеду.

          • Татьяна

            Хорошо, спасибо!

  5. Татьяна

    Здравствуйте! Помогите, пожалуйста! Я только получила диплом о высшем образовании по специальности Логопедия и меня пригласили поработать с человеком, который перенес инсульт, но не только что, а когда-то раньше. Я без опыта, не знаю с чего начать.И потом где брать конспекты занятий. Подскажите, пожалуйста!

    • Здравствуйте, Татьяна!
      Прежде всего, Вам нужно провести обследование и выяснить, какая форма афазии проявляется у Вашего пациента и в какой степени выраженности (в грубой форме, в средней или легкой степени). Далее определиться с коррекционной программой занятий и действовать. Возможно — поискать дополнительные курсы повышения квалификации. Желаю Вам успехов в начале профессионального пути! Наша профессия невероятно интересная, сложная и благодарная.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  6. Анна

    Здравствуйте! Мне 25 лет. После полутора месяцев самостоятельных занятий мне удалось поставить звук Р, по подражанию. Сейчас я уже могу выговаривать Р практически в любых словах, но мне приходится так напрягаться, что звук получается неестественно акцентированным. Если я напрягаюсь меньше, звук просто не выговаривается. Скажите, пожалуйста, это нормально и со временем пройдет, или я что-то делаю неправильно? Заранее спасибо.

    • Здравствуйте, Анна!
      Вы молодец, самостоятельно поставить звук – большое достижение!
      В процессе автоматизации поставленного звука в речь, иногда возникает ощущение, что звук произносится несколько утрированно. Это нормально. После тренировок в течение месяца или нескольких ситуация улучшится, звук «обкатается», станет звучать легче. Кроме того, Вы сами можете ошибочно воспринимать новый – правильный звук как нечто «странно» звучащее. Ведь раньше вместо этого звука был, возможно, горловой звук [Р]?
      Однако тут есть один аспект. Проверьте, нет ли излишнего подъема языка вглубь рта, к нёбу? Иногда излишнее продвижение языка вверх усложняет правильное произнесение звука [Р], в норме кончик широкого расслабленного языка должен быть за верхними зубами (у верхних альвеол). Если Вы привыкли отодвигать его еще выше и глубже к нёбу, попробуйте вернуть язык в правильное положение на верхние альвеолы. И тренируйтесь – выполняйте упражнения по автоматизации звука.
      Если есть сомнения в правильности произнесения звука – лучше получить логопедическую консультацию. В процессе постановки звука можно допустить некоторые ошибки и закрепить не совсем верное звучание.
      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

      • Анна

        Здравствуйте, Наталья Игоревна! Большое спасибо за ответ!
        Раньше у меня действительно был горловой звук Р. В детстве меня пытались водить к логопеду, но тогда я не осознавала серьезность проблемы. Сейчас найти в городе логопеда сложно. И, к сожалению, у меня нет возможности заниматься по Скайпу. Остается только записывать себя на диктофон.
        Вы мне очень помогли, еще раз спасибо!
        С уважением,
        Анна.

  7. Диляра

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, как самостоятельно заниматься с мальчиком 9 лет. Он путает первые буквы иногда при чтении, при написании тоже есть смешные ошибки, где то букву пропустит, либо другую поставит . Похоже это дислексия и дисграфия. Сам не дурак, очень рассудительный, нравственный и серьезный. Учимся на программе 2100, трудновато . Из-за того, что медленно читаем соответственно и в других науках сложновато.Переживает очень, а я за него. Заранее вам благодарна.

    • Здравствуйте, Диляра!
      Для начала нужно определить, какие ошибки наиболее часто встречаются у ребенка. Есть ли буквы (как правило, пары букв) которые он путает. Определив эти буквы, необходимо провести курс упражнений, направленных различение этих букв при чтении и написании. Вам подойдут все книги, в которых есть подобные упражнения.
      Сейчас издано много полезной литературы, по которой можно заниматься в домашних условиях. Но важно правильно оценить и классифицировать ошибки ребенка, чтобы подобрать нужные и эффективные упражнения. Ведь от того, какой вид дисграфии и деслексии проявляется у ребенка, будет зависеть и выбор необходимых заданий и упражнений. Здесь, как и в медицине, нужно четко выявить симптомы, чтобы грамотно поставить диагноз и выписать именно те «лекарства» (упражнения), которые действительно помогут.
      Поэтому желательно проконсультироваться у грамотного логопеда.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  8. Татьяна

    Добрый день! Хотела бы проконсультироваться. Ребенку 1,2 года. Почти не говорит. Весь словарный запас на протяжении 4 месяцев состоит из 4 слов. Сейчас это мама, дай, где, папа. Раньше было столько же, но другие (то есть запас не увеличивается,а меняется, причем слова говорятся просто так, ну разве что мама и дай говорит осмысленно, то есть в связи с ситуацияей. при этом произносит хорошо большинство звуков, может хорошо повторять слова за мной, даже сложные (например, деревце). Но только 1-2 раза. Если на следующий день попросить повторить то же, уже почему-то не будет. Есть ли повод для беспокойства?
    Заранее спасибо!

    • Татьяна, добрый день!
      Мне кажется, что нужно подождать. В 1, 2 только начинается развитие самостоятельной речи малыша. Работайте больше над пониманием слов, просите показать картинки, обозначающие разные слова (существительные, глаголы, прилагательные). И учите говорить самые простые обиходные слова: «на, иди, сиди, гулять, пить, кушать, играть, машина, собака, кошка, каша, сок и т.д.» Очень хорошо, если в речи ребенка в этом возрасте будет много звукоподражаний, таких как «ав» (собака), «мяу» (кошка), «би» (машина), «тук» (стучит или молоток), «бах» (упал), «ам» (кушать), «тик-так» (часы), «ту-ту» (паравоз), «ку-ку» (кукушка), «му» (корова) и т.п. До 2,5 лет в речи малыша должно быть много таких вот звукоподражательных слов, из который ребенок складывает предложения, например: «Мама ам мяу» (мама кормит кошку), «Баба на биби» (Бабушка возьми машинку). Постепенно многие из таких звукоподражательных слов будут заменяться на слова с сокращенной слоговой структурой, наподобие «киса», «абака», «бибика» или «асина», «павоз», а затем, к 3 годам, заменятся на полноценные слова «кошка», «собака», «машина», «паровоз». Если же в 2 – 2, 5 года картина речевого развития будет так же настораживать, обязательно покажитесь хорошему неврологу и логопеду.
      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  9. Наталья

    Добрый вечер.
    Где можно узнать стоимость занятий с больным по скайпу?
    С уважением, Наталья

  10. Александра

    Здравствуйте! Моему сыну 2 года и 5 мес. говорит хорошо, строит длинные сложные предложения. Не выговаривает много звуков- р, л, ф, ы и так далее.
    Посоветйуте, какие занятия можно проводить, какую артикуляционную гимнастику. Теряюсь в многообразии так как ничего не знаю. Мелкую моторику развиваем, в пальчиковыеи игры играем.
    Видела в продаже логопедические карточки- но там я так поняла только слово и ребенку нужно его повторить, мой и так повторяет- но звуки не выговаривает от этого.
    Просто хочется ему помочь, чтобы меньше было работы в будущем с логопедами, пока у мамы и время и есть и желание. Спасибо!

  11. Здравствуйте, Александра!
    У Вашего сына очень хорошо развивается речь для его возраста! А то, что сын не говорит правильно звуки [Р], [Рь], [Л],[Ль], [Ы], [Ш], [Ж] – пусть Вас пока не беспокоит. Эти звуки он должен начать правильно выговаривать с 4-4,5 лет, а звуки [Р] [Рь] – начиная с 5 лет, не ранее, так как артикуляционный аппарат ребенка до этого возраста еще недостаточно развит, чтобы полноценно произносить эти сложные звуки.
    Сейчас по возрасту он вполне законно может заменять звуки: [С] на [Сь], [З] на [Зь], [Ы] на [И]. А вот звуки [В] и [Ф] можно научить произносить уже сейчас. Для этого попросите сына подуть на губки, а сами подтолкните в этот момент его нижнюю губу к верхним зубкам и затем тут же отпустите – получится звук [В]. А если нижняя губа будет прикасаться к верхним зубам, то на выдохе получится звук [Ф]. Разница между звуками [В] и [Ф] лишь в том, что при произнесении звука [В] нижняя губа отталкивается от верхних зубов и слышится голос (это звонкий звук), а вот при произнесении звука [Ф] губа слегка прижимается к верхним зубам и при этом нет голоса, звук [Ф] — глухой.
    Для того, чтобы звуки были правильными и все в свое время самостоятельно начали получаться у сына, делайте артикуляционную гимнастику, которую я разместила на сайте, вот ссылка http://logopedrunet.ru/artikulyacionnaya-gimnastika/
    Сначала выполняйте упражнения для постановки свистящих звуков и звуков [Л], [Ль].
    Надеюсь, мои советы помогут, я постаралась как можно полнее ответить на Ваш вопрос. Пока речь и звукопроизношение у Вашего сына развивается успешно. Удачи Вам!

  12. Эльвира

    Здравствуйте! Мне 15 лет. Я живу в Казахстане. У меня заикания. Началось оно когда мне было 5 лет, когда я увидела черную кошку и испугалась. С тех пор у меня заикания. В детстве мама возила меня к логопеду. Со мной занималась русская женщина, но тогда я не знала русскую язык и не понимала. Сейчас учусь в 9 классе. Друзей мало, молчаливая. Все скажут что я добрая, молчаливая, и милая. Но не так. В душе я не молчаливая. Просто я нечего не скажу, потому что боюсь что то сказать и заикаться. В школе когда учительница попросить читать текст и я «мммммаша ссмотрела на ….долгая пауза…. ппотолок». Кто то смотрит на меня жалостно, кто то с удивлением, а кто то смеется. Я каждый день учусь, но боюсь выйти к доске. А когда выхожу к доске то дрожу. Нога еле стоять на земле. И опять ммммаша. Но мне кажется что это от страха. И неуверенность в себе. Папа ругает что я должна выйти на улицу чаще, общаться с людьми, читать книги. А не сидеть в доме целыми днями в ноутбуке. Но я боюсь общаться с людьми и заикаться. Когда заикаюсь папа скажет » О Боже мой! Да куда ты спешишь? Тебя же никто не догоняет. Мы же стоим и ждем тебя. Говори не спеша.» Мне кажется что папа прав. Но я в интернете ищу как избавиться от заикания. Однажды мы с мамой пошли в аптеку. Она там взяла какие то лекарство. И тут заходил мальчик лет 16-17 и сказал » Дайте пожалуйста парацетамол «. И тут я боже он с легкостью говорил слово парацетамол. Как так? А я даже слово мама-папа еле скажу. В последнее время я даже не здороваюсь с соседями. Пожалуйста подскажите мне что делать?

  13. Эльвира, здравствуйте!
    Пожалуйста, не теряйте надежду улучшить речь! Восстановить плавность речи в Ваших силах, если будете упорной и предпринимать усилия – все получится. Вам нужно пройти курс занятий с логопедом, который работает с заиканием. Чтобы убрать заикание, нужно заниматься систематически. Действительно нужно говорить не спеша, размеренно и ритмично, Ваш папа прав. Основное, что Вы должны понимать — заикание лечится комплексно, то есть необходимо одновременно пройти курс лечения у хорошего невролога, логопеда и психолога. Только тогда эффект будет максимальным. Но это вполне возможно организовать, нужно лишь найти подходящих специалистов, но основное – логопедические занятия с логопедом, имеющим опыт работы с заиканием. Базовые понятия при работе с заиканием: нормализация дыхания, голосоведения, плавности и ритмичности дыхания. Попробуйте выработать диафрагмальное дыхание и разговаривать ритмично, потренируйтесь произносить стихи и прозу, поговорки и простые предложения под ритм метронома, отхлопывать этот ритм в процессе произнесения слов и фраз. Но эту технику желательно показать и отработать на занятиях, объяснить письменно ее довольно сложно, кроме того, степень заикания у всех различная и я, как специалист, должна видеть и оценить, как Вы говорите, чтобы дать конкретные рекомендации. Если не сможете найти логопеда-заиколога в вашем городе, поговорите с родителями, с их согласия можем провести консультацию и занятия по Скайпу (с пациентами, не достигшими 18-ти летнего возраста занятия проводятся и оплачиваются только с разрешения родителей и сами занятия проходят в присутствии родителя или близкого родственника). Занятия по Скайпу довольно результативны. Но важно, что при коррекции заикания совершенно необходимо ежедневно закреплять навыки и выполнять домашние задания. Эльвира, многие даже известные люди преодолели заикание и оно не помешало им добиться успехов в жизни! Заикались даже известные актеры, работа которых напрямую связана с речью, но они смогли стать успешными и даже знаменитыми. Не переживайте, а действуйте, и тогда, уверена – у Вас будут успехи.
    Эльвира, если у Вас возникнут дополнительные вопросы, пишите мне через форму обратной связи на странице Контакты http://logopedrunet.ru/contacts/. — я обязательно отвечу.

    С уважением,
    Наталья Игоревна Кулакова
    логопед-дефектолог
    http://LogopedRunet.ru

  14. Ирина

    Здравствуйте, Наталья Игоревна! Моему сыну 3 года 4 месяца,у него задержка речи, говорит слова, предложения из 2 слов, из 3 слов-уже начинает путаться, ходит в детский сад,почти все детки там разговаривают,я думала он пойдет в сад и заговорит, говорит лепета мало(би-би ,ням-ням,) в основном такие как: закрой,открой, я сам, нельзя, и д.т,ходили к логопеду, она сказала сначало ему нужно в развивающую группу,через полгода к логопеду, но я не хочу в развивающую,хочу сразу к логопеду,но в нашем городе логопедов мало и не все принимают с 3 лет, боюсь к школе не успеть. Посоветовали нам методику Домана, напечатала я слова, но он их просит и мнет, может вы посоветуете, что делать в таком случае. Спасибо заранее!

    • Добрый день, Ирина!
      Затягивать с началом логопедических занятий в этом случае нельзя. У Вашего сына, по всей видимости, общее недоразвитие речи 1 уровня, достаточно тяжелая задержка речевого развития. Сейчас нужно действительно заниматься общим развитием речи, а не постановкой звукопроизношения. Поэтому на крайний случай подойдет и развивающая группа, но всё же лучше, чтобы растормаживанием и развитием речи занимался логопед.
      Конечно, не все логопеды умеют и хотят заниматься с таким сложным диагнозом, это направление работы сложное и требует серьезных усилий и знаний. Однако, такие занятия необходимы сейчас, Вы абсолютно правы.
      Вам нужно как можно больше читать сыну, беседовать по картинкам в книжках, стараясь вызывать не только слова-названия (существительные) , но и глаголы, а затем соединять их в простые фразы. Для начала типа «кошка спит», «собака сидит». Пусть даже это будут лепетные слова, не важно – главное чтобы они составлялись в элементарное предложение из 2-х слов, затем уже из 3-х. И чем больше будет лепетных слов, звукоподражаний, тем лучше – активно вызывайте их. На базе именно лепетных слов и звкоподражаний и будет происходить дальнейшее развитие речи. Хорошо было бы подключить пальчиковые игры и гимнастику, лучше – под музыку и делать такие упражнения каждый день. И обязательно искать логопеда, чтобы начать заниматься уже сейчас. Могу посоветовать хороший альбом: Батяева, Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких». Этот альбом предназначен для развития речи детей 2-х -3-х лет, но для той речевой картины, которую Вы описали, он своевременен. Методика Домана вполне может быть использована, однако она не всегда эффективна и должна употребляться в комплексе с другими направлениями работы.

  15. наташа

    Здравствуйте,дочке 4,9 плохо выговаривает л,р выговаривает,но забывает вставлять в произносимые ею слова!стоит ли обращаться к специалистам или подожлать ещё?

    • Здравствуйте, Наталья!
      Думаю, можно подождать немного, пока звуки [Л]и [Р] автоматизируются и войдут в самостоятельную речь (при условии, что эти новые звуки Ваша дочь действительно выговаривает верно, без искажений). Попробуйте с дочкой произносить слова и словосочетания с этими звуками, для этого используйте книги и игры по автоматизации нужных звуков. Можете воспользоваться пособиями на моем сайте, тут опубликованы отличные работы логопедов — игры по автоматизации [Л] и [Р]. А именно вот игра, которую можно с успехом применить на домашних занятиях http://logopedrunet.ru/avtomatizaciya-zvuka-l-kotenok-shalun/ на автоматизацию звука [Л], и увлекательная игра для автоматизации звука [Р] на этой странице http://logopedrunet.ru/avtomatizaciya-zvukov-r-igra-veselaya-rybalka/ Обе игры снабжены картинками, которые можно распечатать и играть с ребенком, ненавязчиво вводя нужные звуки в речь. Полезным будет также выполнять упражнения на различение звуков [Л] и [Р] по этой презентации http://logopedrunet.ru/differenciaciya-zvukov-l-r-v-slovah/ прямо на моем сайте. Надеюсь, мои рекомендации помогут освоить новые звуки и быстро ввести их в речь дочки! Только убедитесь, что звуки дочь произносит правильно, не искажая их (иногда такое случается и тогда есть риск, что закрепите не верное произношение). Успехов Вам!

  16. Ирина

    здравствуйте! дочке 1 год и 10 месяцев. к году начала говорить папа и мама, иногда баба. сейчас же вообще молчит. может сказать кар (птичка), ки (киса), га-га-га (гусь). при этом отдельно она четко называет половину алфавита (знает буквы) и еще четверть просто показывает, что знает, что это за буква. волнует, что она иногда крутит кисти рук, сложив большой и указательный пальчики, мычит вместо речи, не зовет меня… я волнуюсь, может, пора показывать специалистам? на что мне обратить внимание, чтобы понять все ли хорошо с ребеночком? к слову, дочка кесаренок.

    • Добрый день, Ирина!
      Вам необходимо срочно показать дочку хорошему детскому неврологу. Не предшествовало ли «откату речевого развития» какое-либо заболевание или травма? Меня также насторожило то, что Вы говорите «иногда крутит кисти рук, сложив большой и указательный пальчики, мычит вместо речи, не зовет меня». Все эти симптомы действительно настораживают. То, что есть звукоподражания, это хорошо. Учите дочку подражать любым звукам, например: самолет летит «УУУУУ», собака «гав», мяч упал «бум», машина едет «жжжжж» и тому подобное. Чем больше будет звукоподражаний и лепетных слов, тем лучше! Но к неврологу обратитесь обязательно, перечислив все Ваши опасения. Если назначит дополнительные обследования (а хороший доктор их обязательно назначит) — пройдите обязательно все, что будет необходимо. Назначит лечение — принимайте. Ждать не следует, нужно принимать меры. Откат в речевом развитии на фоне таких проявлений, о которых Вы пишите нельзя оставлять на «самотёк». Удачи Вам!

      • Ирина

        спасибо Вам большое. в ближайшее время обратимся к педиатру за направлением… надеюсь, все обойдется…

  17. Кирилл

    Добрый день, мне 27, уже полгода пытаюсь автоматизировать правильные звуки С, З, Ц, Ч, Щ. Говорю я уже достаточно хорошо. Читать вслух могу очень быстро. Но знаете — я потерял ту былую радость, легкость, беглость и непринужденность общения. И у меня такая фобия, что еще долго их не смогу обрести. Общаюсь с людьми, потому что «надо говорить, надо тренироваться». Все время себя контролирую – думаю КАК сказать, а не ЧТО сказать. И получается как-то наигранно, глупо, от этого я впадаю в депрессию и замыкаюсь в себе. Сложно сосредотачиваться на каком-то вопросе, если в этот момент нужно говорить
    Прошу, пожалуйста, привести какие-то примеры прецедентов исправления речи во взрослом возрасте . А то у меня такое ощущение, что я один в мире борюсь с подобной проблемой. Единственное знаю, что Николай Фоменко исправил картавость в 17 лет.
    Понимаю, что возможно моя проблема больше психологическая. Поэтому мне наверное станет легче, если я буду знать, что кто-то до меня в таком-то возрасте смог автоматизировать новые звуки именно на «подсознательном, психологическом» уровне.
    Спасибо.

    • Здравствуйте, Кирилл!
      Вы совершенно правы, предполагая психологическую причину Ваших переживаний и неуверенности в процессе автоматизации звуков. Желательно было бы поработать с психологом, и обязательно – с логопедом, еще лучше – с логопедом, преподающим в театральном институте или театре. Действительно, довольно много актеров исправляли свою речь в студенческие годы. В случае неудачи при исправлении звукопроизношения им грозило отчисление из театрального вуза, а это, согласитесь, хорошая мотивация! И Николай Фоменко, и Кирилл Лавров, и Андрей Панин и многие другие актеры успешно исправляли свое неправильное произношение. Важно не оставаться один на один со своей проблемой, Вам необходимо посещать логопеда, пройти курс или несколько занятий. Если звукопроизношение действительно сейчас исправлено, звуки поставлены верно и требуется лишь автоматизация, тогда в дальнейшем проводить логопедические занятия можно реже. Однако совершенно отказываться от логопедической помощи я бы не советовала. И еще помните – во взрослом возрасте автоматизация звуков проходит гораздо медленнее и требует больших усилий, ведь за эти годы мозг и органы артикуляции жестко записали программу произнесения звуков. У ребенка мозг пластичен и поэтому правильные звуки легко автоматизируются (хотя при тяжелой дизартрии даже у детей иногда требуется до года времени на автоматизацию). Во взрослом возрасте этот процесс происходит тяжелее, быстрота автоматизации зависит не только от мотивации, но и от причин нарушения звукопроизношения. Какой диагноз был поставлен изначально? Дизартрия или дислалия? Выполняете ли Вы артикуляционную гимнастику (подбор упражнений должен осуществить логопед) и логопедический массаж (массаж также выполняет логопед, он же может дать рекомендации, какие массажные движения можно делать самостоятельно). Все эти мероприятия облегчают процесс автоматизации звуков.
      Вы многого уже добились, поэтому нельзя сдаваться. Продолжайте тренироваться и обязательно посещайте опытного логопеда, который, кроме высокой квалификации, сможет оказать и правильное позитивное психологическое воздействие. Если возникнут еще вопросы – пишите мне на почту через форму обратной связи на странице Контакты http://logopedrunet.ru/contacts/.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  18. Екатерина

    Здравствуйте! Мне 19 лет. Меня беспокоит моя буква «ш», может напрасно — я не знаю. Звук очень часто получается свистящим. Можно ли научиться говорить эту букву без присвиста? Посоветуйте, пожалуйста, какие-нибудь упражнения. Спасибо!

    • Здравствуйте, Екатерина!
      Для начала нужно понять, что «не так» с Вашим звуком [Ш]? В каком положении находятся органы артикуляции при произнесении этого шипящего. Если появляется свист, значит способ извлечения звука не верный.
      Вот как выглядит правильное произнесение этого звука:
      — губы несколько выдвинуты вперед;
      — кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
      — боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха, язык принимает форму «блюдечка» или «чашечки».
      — воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
      Проверьте, правильно ли Вы произносите звук [Ш]? Если же изолированно (отдельно) этот звук вы произносите верно, попробуйте следить за собой, когда произносите этот звук в словах и предложениях. Для укрепления мышц, участвующих в произнесении данного звука, можно делать артикуляционные упражнения. У меня на сайте их можно прочитать тут http://logopedrunet.ru/artikulyacionnaya-gimnastika/ в разделе «Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков».

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  19. Михаил

    Здравствуйте!

    Кажется, у меня то, что называют тонический логоневроз.

    Появились проблемы лет в 9 — перенял от отца. Но заикание было не очень сильным, к врачу попал только около 18, как раз получил освобождение от призыва. Сейчас мне 32.

    В тех документах, которые сохранились от первых обследованиях, я нашел такие записи (прошу прощения за ошибки в терминах):

    …голос от силы, темп речи ускорен. Речевое дыхание прерывистое и напряжённое. Во всех формах речи выраженный моноклонус, осложнённые дыхательной, артикуляционной и фонационной судорогами. В сложной речевой ситуации заикание резко усиливается, появляется общая мышечная напряжённость. Речевая активность снижена. Симптом Сикорского положителен и сохраняется во всех формах речи.
    Диагноз: логоневроз, невротическое заикание высокой степени (про высокую степень — это немного преувеличили).
    ЭХО-ЭС смещения М-ЭХО нет. Несколько усилена пульсация латеральных сигналов.
    Диагноз: Астено-невротический синдром.
    Назначение: Грандаксин, Мексидол, Глицин.

    Направили к логопеду — учили плавно и без пауз говорить на выдохе. В кабинете врача говорил без запинок, но в обычном общении сложности остались. Но разговаривал более-менее нормально и перестал заниматься лечением.

    А месяц назад совершенно неожиданно произошло ухудшение. Я больше обычного запинался в одном телефонном разговоре (самом обычном, не было какого-либо волнения), и, вероятно, внимание непроизвольно зафиксировалось на этом. Раньше тоже были спонтанные ухудшения, но не на столько сильные, и в течении нескольких дней речь восстанавливалась. А в этот раз улучшения не происходит. Значит, придется лечиться. Я почти забыл, чему учили на занятиях, которые посещал, и применять полученные тогда знания совершенно не получается. С сегодняшнего дня начинаю искать врача и собирать информацию.

    В муниципальной клинике, куда я обращался раньше, коррекцией заикания больше не занимаются. Невролог в поликлинике не смог дать консультацию и направление куда-либо, но после осмотра назначил Пирацетам и Атаракс (документы со своим старым диагнозом и рецептами я нашел позже, поэтому неврологу в поликлинике их не показывал).

    Опишу подробнее особенности своих проблем с речью на данный момент. Вероятно, вы сможете ответить на некоторые мои вопросы.

    Иногда совершенно не могу говорить — пол минуты молчу и не получается произнести первое слово.

    Из-за судорог нарушается дыхание.

    Я заикаюсь, когда нужно думать, что говорить, например, спорить, что-то рассказывать, выдумывать, особенно, если речь продолжительна. Когда собеседник хотя-бы немного спешит и мне приходится задержать его. Мне сложнее начать говорить, если собеседник обращен ко мне спиной и еще не знает, что я что-то сейчас ему скажу. Сложнее говорить по телефону. Запинаюсь чаще на словах, начинающихся с гласных.

    Я не заикаюсь, когда не нужно думать, например, когда читаю текст, рассказываю стихи, пою. Не заикаюсь, когда говорю сам с собой. Почти не заикаюсь, разговаривая с людьми, когда забываю, что заикаюсь (но такие моменты редки и непродолжительны).

    Если перед тем, как произнести предложение, я сначала проговорю его про себя, то почувствую, где запнусь и могу заменить проблемные слова.

    Если сильно заикаюсь, внимание переключается на речевой процесс и попытки произнести слова, так что становится сложнее думать, сложнее что-то делать параллельно, например, выполнять механическую работу руками. Становится сложно контролировать темп речи и она непроизвольно ускоряется, еще больше усугубляя проблему.

    На работе мне приходится много говорить с людьми, что теперь стало очень тяжело. Но в конце дня запинок немного меньше, чем утром. То же самое можно сказать о начале и конце недели.

    Сопутствующие заболевания и состояние здоровья:
    Шейный остеохондроз, бессонница, частые стрессы из-за проблем с речью и конфликтных ситуаций на работе, чувство апатии. Примерно в 4 года было сотрясение мозга (без потери сознания, на сколько я помню). В детский сад не ходил (много болел в детстве). Тип характера — психастеник, если это имеет значение.

    Несколько лет назад еще раз побывал у невролога (по другому поводу), результаты обследования такие:
    Дистонический тип РЭГ. Умеренная вертебральная зависимость РЭГ параметров раздражающего характера. Диффузные изменения БЭА мозга регуляторного характера с признаками функциональной неустойчивости коры с периодами спонтанной активации. Основной альфа-ритм недостаточно регулярный, средней частоты и амплитуды. Медленная активность диффузного характера, без особенностей. реакция активации достаточная. Пароксизмальной и эпи-активности нет. МРТ: очаговых изменений и объемного поражения мозга нет.

    Вопросы:

    1. Как Вы считаете, стоит ли принимать те препараты, которые мне назначали в 18 лет?
    2. Если я не смогу найти врача (или не будет возможности у него лечиться) и мне придется работать дома одному (хоть я и не заикаюсь, когда один), какие методы и упражнения могут подойти и какие нет смысла применять для моего типа заикания?
    3. Вы можете посоветовать какую-либо литературу о моем типе заикания?
    4. Может дадите еще какие-то советы.

    Спасибо, что дочитали этот немаленький текст и заранее спасибо за ответы!

    • Михаил, здравствуйте!
      Отвечаю по Вашим вопросам.
      1. Принимать препараты следует только по назначению невролога. Логопед не имеет права советовать принимать лекарства. Вам необходимо обратиться к неврологу и описать ситуацию обострения заикания. Возможно, невролог назначит дополнительные обследования. Если врач не сможет дать нужные рекомендации, ищите альтернативного врача-невролога, возможно, в платной клинике, по отзывам или рекомендациям. Главное, чтобы доктор-невролог был опытный и знал специфику лечения при заикании.
      2. Параллельно с лечением у невролога необходимы логопедические занятия.
      3. Чтобы посоветовать литературу адресно, необходимо провести обследование речи.

      4. Желательно также обратиться к хорошему психологу. Одновременные занятия с психологом, который умеет работать в сфере заикания, на мой взгляд, просто необходимы в Вашем случае.
      Удачи Вам, уверена – у Вас получится справиться с проблемой и найти нужного специалиста. Но не запускайте ситуацию, если рядом не найдете логопеда – пишите, организуем консультацию по Скайпу.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  20. Наталья Игоревна, добрый день! У моего дяди произошел инсульт, после того как его состояние нормализовалось,его перевели в реабилитационное отделение, но на сегодняшний день он не разговаривает вообще (прошло 10 дн после инсульта) но при этом все понимает, также правая сторона рука и нога не двигаются. В больнице пока логопеда не привлекали. Пожалуйста, подскажите, что нужно в данном случае делать, возможно ли помочь ему если приобрести видеокурс «Восстановление речи при грубой афазии» для самостоятельного изучения с сайта afasia.logopedrunet.ru?

    • Асси, здравствуйте! Необходимо срочно начать работу по растормаживанию речи! Если будете заниматься регулярно , речь будет восстанавливаться (насколько позволят компенсаторные возможности организма). И чем раньше Вы начнете работу по растормаживанию и восстановлению речи, тем лучше будет результат.

  21. Сергей

    У жены тяжелая ЧМТ была операция на левом полушарии, 1комы, сейчас в сознании, но плохое понимание и воспроизведение речи. Возможно ли восстановление по Скайпу, если да то как всё организовать. Спасибо

  22. Кирилл

    Здравствуйте, подскажите, вот лично Вы произносите твердые звуки С, Ц с кончиком языка в том же самом месте где и мягкие звуки И, Й, Кь, Пь, Фь? Или в разных местах? У середины нижних зубов? У основания нижних зубов? У нижних десен? Спасибо за ответ.

    • Здравствуйте, Кирилл! При произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.
      Зубы сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесённой ко рту, ощущается резкая холодная струя.

  23. Галина

    Добрый вечер, Наталья Игоревна! Нашему ребенку 4,5 года. До 3-х лет нам ставили ЗРР, потом ОНР 3 ст, сейчас ОНР 1 ст, ст. дизартрия. С 3- лет находимся на медикаментозном лечении, прошли несколько курсов лого массажа, звуки есть почти все, кроме Р и Л. В детском саду ребенка смотрел логопед, сказала, что звуки есть и мальчик не нуждается в нахождении в логогруппе. Наш лечащий психоневролог говорит об обратном. Идем на МППК, как нам сказали, уговаривать, приводить доводы. Скажите, есть ли какие-то официальные документы, регламентирующие нахождение ребенка с ОНР в лого группе. Логопед из сада предлагает коррекционный дс. Спасибо

  24. Здравствуйте, Галина! ОНР 1 степени и дизартрия являются прямыми показаниями для обучения ребенка в логопедической группе. Тут дело не только в нарушении звукопроизношения. ОНР — это системное нарушение речи, когда не развит фонематический слух, сужен словарь, страдает лексико-грамматический строй речи и связная речь, нарушена слоговая структура. ОНР 1 уровня — это самое тяжелое недоразвитие речи, в 4, 5 года такой диагноз говорит о сильной задержке речевого развития.
    Поэтому я бы рекомендовала стремиться попасть именно в логопедическую группу. Ведь до поступления в школу все направления речевого развития должны быть приближены к норме, иначе ребенку будет очень сложно справляться со школьной программой В логопедической группе вся система обучения как раз и направлена на то, чтобы помочь ребенку преодолеть недоразвитие речи. В коррекционный детский сад обычно направляют деток с задержкой психического развития. Если ЗПР у ребенка не наблюдается, то при ОНР 1 уровня самое лучшее — это логопедическая группа.
    Если у Вас возникнут вопросы — пишите мне на почту через форму обратной связи на страничке «Контакты»http://logopedrunet.ru/contacts/. Желаю Вам удачи!

  25. Оксана

    Добрый день,Наталья Игоревна. Моему сыну 1год 8 мес.Говорит очень мало:мама,папа,а-а(собака), няу(мяу-кошка),адем (идем),где?,у-у сова,ууууу(волк),тини(темно),ням-ням(кушать хочет) и все. Как мне его разговорить? Категорически не повторяет ничего,каждый день занимаюсь с ним,озвучиваю всех животных в книжках,мультиках,проговариваю все свои и его действия,разговариваю с ним,но упорно не желает повторять за мной не то что слова,даже звуки.Каждый день пытаюсь ему читать-подбегает и закрывает книгу,а если я открываю-начинает злиться. Книг у нас очень много детских ,разных,но ему все не нравится. Не хочет пальчиковыми играми заниматься,пыталась лепить с ним-ест тесто,морщится(соленое),но ест,рисовать-пару линий начертит и уходит,включаю ему детские песни,аудиосказки. Никакого прогресса с речью не намечается,я уже очень волнуюсь,тк. интуитивно чувствую,что речь застопорилась. Помогите пожалуйста!

  26. Оксана

    Да,забыла уточнить-со слов невролога и педиатра-здоров.
    И еще-месяцев в 11 повторял за мной некоторые слова-птичка говорил,показывал на голубя,говорил дядя,а потом перестал. Но в условиях его жизни ничего не поменялось-так же пытаюсь ему читать,как и тогда,никаких стрессов сильных и психотравм не переживал,чтоб замкнуться.

  27. Оксана, здравствуйте!
    Вам необходимо пройти с сыном неврологическое обследование и получить от невролога рекомендации и возможно, лечение. Если невролог, к которому Вы обращались, не нашел ничего со своей стороны и не смог дать рекомендации по стимуляции речевого развития, ищите другого доктора.
    Следует также улучшать понимание речи и увеличивать количество звукоподражательных слов.

  28. Елена

    Здравствуйте, Наталья Игоревна. Занимаюсь с пациентом, перенесшим инсульт. Уже добились неплохих результатов, но с семьей пациент продолжает общаться в форме «угу». Почему такое может происходить?

    • Здравствуйте, Елена!
      Все зависит от формы афазии. Какая форма проявляется у Вашего пациента: моторная или динамическая? В любом случае, необходимо стимулировать пациента переносить наработанные навыки в повседневное общение с близкими. Включайте в занятия тренировки в общении с близкими, чтобы Ваш пациент произносил слова и фразы, отработанные на занятии, в диалоги с родными. Необходимо, чтобы они присутствовали на занятии и включались в общение — под Вашим руководством.

  29. Наталия

    Здравствуйте! Ребенку 2 года 4 месяца, не произносит звук «е», заменяет на «и». При этом говорит звуки «р» и «л». Нормально ли это? Как научить произносить звук «е»? Спасибо!

    • Здравствуйте, Наталия! В 2 года и 4 месяца это вполне нормально! Тем более что такие сложные звуки, как [Р] и [Л] ребенок говорит правильно. Дайте ребенку время и постепенно звук [Е] придет в норму. А пока обратите внимание на звук [й]. Так как звук [Е] является сочетанием двух звуков [й] и [Э], тренируйте отдельно эти звуки, а потом учите соединять в один звук. Когда начнет получаться, добавьте слова со звуком [Е] в начале слова, например ЕЛ, ЕМ, Ель, Ева и т.п. Желаю Вам успехов!

  30. Ольгя

    Уважаемая Наталья Игоревна! Моя дочь учится в 1 классе в школе для детей инвалидов. У нее стертая форма дизартрии, имеется аутический спектр. уже давно занимаемся с логопедами, но результатов никаких не вижу, неужели у нас нет шансов хотя бы приблизить ее речь к норме? и актуальны ли с таким ребенком занятия по скайпу? Спасибо за ответ

    • Здравствуйте. Ольга! У таких деток не однородная структура речевых нарушений и нормализация речи происходит очень медленно, так как аутический спектр сказывается негативно на процессе логопедической коррекции. Я советую занятия с логопедом оф — лайн — учитывая специфику нарушений таких деток. Но опускать руки не следует, нужно продолжать работать с логопедом. Просто запаситесь терпением, результаты, хотя и чрезвычайно медленные, но будут!

  31. Анастасия

    Здравствуйте! По специальности я учитель-логопед. Но по окончанию ВУЗа,пошла работать воспитателем… естественно с детьми лог. занятия не вела, а на данный момент открыли лог.кружок.. (пришлось вспоминать всё что учила и не учила). Так вот, ставлю ребенку звук, но при упражнении «Лопаточка» дрожит язык.. что делать??? какие упражнения помогут убрать тремор.

    • Здравствуйте, Анастасия! Нужен логопедический массаж! Обычно тремор языка является одним из показателей стертой формы дизартрии (хотя и не единственным симптомом). Начинайте с расслабляющего массажа языка и лицевых мышц.

  32. Елена

    Здравствуйте, у мамы второй инсульт, определили сенсорную афазию, но нужна консультация логопеда. К сожалению, у нас таких специалистов нет (г. Ухта и Сыктывкар, Республика Коми).

  33. Мадина

    Добрый день, Наталья.
    Мне 23 года, не могу выговорить четко звук «Р», но в обычном произношение она у меня выговаривается но в некоторых случаях смешено сопровождается с буквой «Л» но не всегда т.е не совсем заметно, ранее не могла вызвать вибрацию языка всегда получалась при вибрации буква «Х», уже как один месяц хожу к логопеду и мы выработали вибрацию языка на звук «Р» уже со второго занятия.
    Но на данный момент при разговоре я не всегда могу свободно ставить данный звук, в том случаи когда я произношу слова с буквой «Рррр» у меня совершено не слышны другие звуки, так же не могу выговаривать мягкие звуки «Ря — произноситься(ра), Ри(ры),Ре(рэ), Рь(р — вибрация данного звука)», все мягкие звуки произносятся очень твердо. Все это у меня заметила сестра и начала поправлять меня дома. Каждый раз когда мы занимаемся с логопедом в некоторых случаях я заметила что логопед меня даже не поправляет или пропускает, каждый день повторяем одно и тоже т.е она говорит я повторяю и так уже месяц.
    Никаких упражнений языка не даёт. Посоветуйте мне быть в данной ситуации возможно ли восстановить четкий звук «Р».
    Заранее СПАСИБО.

    • Здравствуйте, Мадина! Мягкий звук [Рь] произносится несколько иначе,чем твердый: средняя часть спинки языка приподнята, а кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд. Вам необходимо вызвать правильный звук [Рь] и начать его автоматизацию. Неплохо было бы также добавить упражнения для языка, например, в разделе «Артикуляционная гимнастика для постановки звука [P]» http://logopedrunet.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-uprazhneniya/
      Если ситуация, которую Вы описали, не изменится, можно организовать консультацию по Скайп, чтобы поставить и автоматизировать мягкий звук и убрать призвук [Л]. В письменном виде это сделать невозможно, так как нужно оценить Ваше звукопроизношение, услышать и увидеть, как произносятся звуки и как работают мышцы. Это важно, так как не следует застревать на отработке твердого звука, надо двигаться дальше.

  34. Анна

    Здравствуйте, Наталья Игоревна! Моему дочери 3 года 2 месяца, и она не хочет говорить, есть базовые слова и короткие фразы из двух слов и все. Невролог ставит ЗРР. Были у частного логопеда-она пока не берется-рекомендует вначале походить в детский сад. В сад мы планируем идти в мае-июне. Обратились к детскому психологу-ходим на занятия.Дочь выполняет задания, но вот говорить и проговаривать их не хочет.Что нам можно предпринять теперь?

    • Здравствуйте, Анна!
      Пока логопед не может начать занятия с Вашей дочкой — надо приниматься за занятия самостоятельно! Родители могут сделать очень многое для ребенка, если будут систематически заниматься с ребенком речевыми играми. И я вижу много таких примеров у своих учеников!
      Сейчас много доступной литературы и книг для занятий с малышами по развитию речи.
      Занимайтесь пальчиковыми играми (можете взять у меня на сайте http://logopedrunet.ru/palchikovye-igry/ и артикуляционной гимнастикой. И дело пойдет на лад!
      Не нужно давать сейчас сложных заданий, иначе дочка не справится и будет огорчаться, а такая ситуация «не успеха» будет только ухудшать её мотивацию к занятиям.
      Хвалите ребенка за каждый успех и устраивайте ежедневные (по возможности) речевые занятия (по 10-15 минут – не более). А когда речь немного улучшится, задания будете усложнять.
      И обязательно выполняйте рекомендации невролога. Возможно, невролог пропишет физиотерапию или другие препараты для стимуляции речи (например, витаминный комплекс и др.). На фоне лечения невролога – хорошо было бы подключить занятия с логопедом. Желаю Вам успеха!

  35. Ольга

    Здравствуйте, Наталья Игоревна! Я начинающий логопед. В нашем городе открыли комплексный центр помощи инвалидам.И к нам обращаются люди после инсульта.Смотрела Ваше видео, Вы говорили что требуется сразу логопедическая помощь.Но я работала только с детьми с нарушенным звукопроизношением могу ли я помочь или мне требуются какие то курсы?

  36. Екатерина

    Здравствуйте! Ребенок носит скобы на зубах. На зянятие к логопеду их снимать? или все таки с ними идти? Все по разному говорят…

    • Здравствуйте, Екатерина! Зависит от того, какие звуки будут ставиться. При постановке некоторых звуков скобы могут осложнять постановку и автоматизацию. А есть звуки, которые можно спокойно поставить и автоматизировать при скобах. Поэтому лучше проконсультироваться именно с тем логопедом, который будет работать с Вашим ребенком.

  37. Здравствуйте!У меня сын 5лет он несколько слова скажить папа,мама,брат и ещё несколько слов и все!Мы сколко питаем учит слова а он неповтаряет вынимания не обращает!Он очень много шумит!Я очень переживаю как воспитават его!

    • Здравствуйте, Фарид! Я советую обратиться к неврологу, а затем на фоне лечения у невролога — к логопеду. В 5 лет речь уже должна быть хорошо развита, сейчас нельзя упускать время. Надо срочно разбираться почему произошло недоразвитие речи. Желаю Вам удачи.

  38. Галина

    Здравствуйте, Наталья Игоревна! Задала Вам вопрос, но неправильно указала свой эл. адрес. Мой родственник 51год перенес инсульт 18 июня. почти сразу я стала с ним заниматься, я не логопед и даже не медик, прочитала книгу Т.Визель » как восстановить речь» на 2 раза. я сделала кассу букв и составляю слова, которые он читает. иногда читает очень чисто, иногда буксует. то, что я составляю, родственник списывает к себе на лист. но повторить это на слух не получается. иногда я показываю ему предметы — коробочку, ложку, разные картинки. он все узнает и говорит названия вслух. но если я прошу его повторить слово, не подглядывая в его записи, то не получается. если я показываю букву, он ее назовет, но если прошу написать ее, то на слух он эту букву не узнает. бывает,что получается, но гораздо чаще нет. Т.к он живет в другой стране, то пригласить домой логопеда нет возможности.я с ним занимаюсь по скайпу. Подскажите, пожалуйста, как научить его узнавать буквы на слух? и повторять слова на слух. Благодарю Вас за Ваши видеоматериалы. они очень информативны.
    с уважением, Галина

    • Здравствуйте, Галина! Необходимо провести обследование и выяснить какая форма афазии проявляется. Затем начинать регулярные занятия с логопедом. Необходимы упражнения на улучшение фонематического слуха, различение фонем, выделение 1 звука в слове. Так как методы коррекции афазии при моторной и при сенсорной форме существенно отличаются, нужно выявить форму афазии и составить программу индивидуальной работы.

  39. ИННА

    Здравствуйте, Наталья Игоревна!
    Подскажите пожалуйста, нужен ли массаж языка по Новиковой у больного при моторной афферентной афазии.
    У моей мамы после инсульта пропала речь. К сожалению «специалисты», которые к нам приходили, ничем не помогли. И сейчас ходит к нам логопед, но кроме этого массажа она ничего не делает.Говорит , что осень напряжен язык, и надо его расслабить. Хотя мне кажется, что после ее занятий гипертонус увеличивается.

    • Здравствуйте, Инна! Гипертонус нужно снимать расслабляющим массажем, если он выполняется правильно тонус постепенно нормализуется. Ну и конечно надо добавлять растормаживающие речь упражнения: пение песен, договаривание пословиц, поговорок, автоматических рядов. Просить показать предметы в комнате или части тела на себе. Даже при грубой афазии надо подключать доступные упражнения.

  40. Труш Алена

    Уважаемая Наталья, как можно с Вами связаться? Спасибо большое!

  41. юлия

    Здравствуйте,Наталья Игоревна!Моя мама перенесла стволовой инсульт 9.09.2020,произошло нарушение глотание,прошел почти месяц глотание не восстановилось.В нашем городе специалистов в этой проблеме нет,пока лежала в больнице логопед осмотрел ее один раз.Вы чем то можете помочь?Может занятия по-скайпу пойдут на пользу?

  42. LUDA

    Ребенку 6 лет говорит р горлом. Логопед научил говорить дрррр, дальше ррр протяжный получился. Мы изменили место жительства, пошли к другому логопеду. Другой логопед говорит забыть все, что умеем и говорить р стуча языком бугорки, без вибрации … это какое-то английское р выходит. Разве так правильно так?

  43. Равиля

    Здравствуйте! Подскажите пожалуйста есть ли здесь на сайте протокол осмотра логопедом-афазиологом и примерные заключения как примерно писать? Везде разные примеры.Есть ли документы это регламентирующие? Заранее спасибо за ответ!

    • Здравствуйте. Равиля! Протокола осмотра логопедом-афазиологм на сайте нет. В каждой медицинской организации должны быть стандарты написания заключений и ведения необходимой документации. Мне нравится система логопедической диагностики, принятая в Московском Центре Патологии Речи и Нейрореабилитации. Проходя Сертификационный курс и практику в ЦПРиН, я убедилась в грамотном и точном подходе к диагностике, приобрела ценный опыт в процессе повышения квалификации. Логопед-афазиолог пользуется в заключениях общепринятыми формулировками, которые соответствуют оценке речевой картины по таким параметрам как: импрессивная и экспрессивная речь (подробно по разным параметрам), исследование праксиса, письменной речи и чтения, процессов счета, гнозиса, памяти и интиллектуальной деятельности. Также оцениваются особенности контакта пациента с логопедом, критика к своему состоянию, психическая активность, произвольная регуляция речи, темп работы, внимание.

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart