Конспект логопедического занятия «Знакомство с гласным звуком «И»
Тема: «Знакомство с гласным звуком «И»
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
— познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.
-познакомить детей с символом звука И
Коррекционно-развивающие:
—развивать у детей фонематический слух, развивать навыки звукового анализа и синтеза.
—автоматизировать звук И в слогах, словах;
—Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать у детей навык обращения с раздаточным материалом.
Оборудование:
цветные символы для обозначения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, картинки с изображением иголки, ивы, игрушки, индюка; фланелеграф, картинки для фланелеграфа: домик, деревья, заготовки символов для обозначения звука «И» на каждого ребенка, красные карандаши, заготовки с символами для загадок.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Дети проходят и садятся на стульчики.
Садится тот, кого я назову ласково.
2.Повторение пройденного материала.
Дети отвечают на вопрос учителя-логопеда, какие звуки они учили? (Дети отвечают: «Звуки: У и А»)
-А как мы произносим звук У?
Дети отвечают: «Когда мы произносим звук У — мы складываем губы трубочкой».
-А как мы произносим звук А?
Дети отвечают: « Когда мы произносим звук А — мы широко открываем рот».
-Можно ли как то обозначить звук: А и У?
Дети отвечают: «Звук «У» обозначается маленьким красным кружком, а звук «А» обозначается большим красным кружком».
-А зачем мы обозначаем эти звуки красным цветом?
Дети отвечают: «Звук «У» и звук «А» обозначаются красным цветом, потому что эти звуки гласные».
-Почему эти звуки называются гласные?
Дети отвечают: «Эти звуки можно пропеть, поэтому эти звуки гласные».
-Молодцы, вы отвечали правильно и дружно.
3. Знакомство со звуком И. Характеристика звука И.
Логопед выставляет на доску картинки, которые начинаются со звука «И» и произносит название предметов, выделяя голосом звук «И».
Картинки: иголка, игрушка, индюк, ива
-Как вы думаете, на какой звук начинаются все эти предметы?
Дети отвечают.
4. Артикуляция звука «И».
Звук «И» — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук «И», губы улыбаются, язык находится внизу.
Дети поизносят звук «И» хором и индивидуально.(смотрят в зеркала).
Предлагается дидактическая игра: «Тихо— громко».
Правила игры: Дети должны произнести звук «И» тихо и громко (повторяем несколько раз).
-Когда мы произносим звук «И», обращает внимание учитель-логопед, мы растягиваем губы в улыбку, как в полосочку, поэтому и обозначать звук «И» мы будем символом-полоской красного цвета, так же как растянуты наши губы в улыбке.
Дети заштриховывают приготовленную полоску в красный цвет.
5. Физкультминутка
Дети маршируют на месте. На звук «А» останавливаются, на звук «У» приседают, на звук «И» хлопают в ладоши.
Дети проходят за столы.
6 . Звуковой анализ слогов
Сказка о дружбе звуков.
Выкладываем картинки по сказке на фланелеграфе и рассказываем сказку.
Жили-были звуки «А» и «У». Любили эти звуки вместе играть, а любимая игра у них была «догонялки». Бегали, бегали звук «А» и звук «У», устали и остановились. (логопед выставляет символы звуков «А» и «У», ставит вместе «АУ», дети произносят припевая). Отдохнули звуки и опять давай играть. Бегали, бегали и опять остановились. (логопед выставляет символы звуков «У» и «А», ставит вместе «УА», дети произносят припевая). А недалеко от леса жил в своем домике звук «И». Звук «И» жил один в своем домике. Но однажды звуки «А» и «У» решили познакомиться с звуком «И» и предложить поиграть всем вместе. Звук «И» очень хотел научиться играть в «догонялки», но он не умел.
— «Не расстраивайся, я научу»: сказал звук «А» и побежал первый. Звук «И» стал догонять звук «А». Логопед выставляет символы звуков «А» и «И».
-Ребята, что за песенка у нас получилась, давайте споём? («АИ» дети проговаривают, припевая, вместе с логопедом)
-«А теперь я побегу первым»: сказал звук «И», а звук «А» стал догонять звук «И» («ИА» — дети припевают вместе с логопедом). Затем звук «И» стал играть со звуком «У». («УИ», «ИУ» — дети припевают вместе с логопедом).
Вот так стали друзьями звуки: «А», «У», «И».
Эти звуки могут играть все вместе: вот бежит звук «А», за ним бежит звук «У», а их догоняет звук «И». (логопед выставляет символы данных звуков-«АУИ»)
-Какая интересная песенка получилась, давайте споём эту песенку. Дети припевают вместе с логопедом: «АУИ».
7. Итог занятия
— С каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Оценка работы детей.
Домашние рекомендации.
Выучить двустишье:
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели
Салова С.И.
учитель-логопед
МБДОУ – Центр развития ребенка № 94,
г. Нижний Новгород
Свежие комментарии