Коррекция слоговой структуры у дошкольников с ОНР



КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Казарина Ирина Геннадьевна,

учитель-логопед

Место работы:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение Шелеховского района

 «Детский сад комбинированного вида № 2 «Колосок»

города  Шелехова Иркутской области

 

Ключевые слова: слоговая  структура слова,  общее  недоразвитие речи, коррекционная работа по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Аннотация. Нарушения речи у дошкольников являются очень распространенными и оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, а в дальнейшем, на эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению дошкольной и школьной программы, социальной адаптации детей. Следует отметить, что поиск эффективных путей преодоления этого речевого дефекта является одной из наиболее значимых задач логопедической коррекции. В данной статье рассматривается проблема коррекции слоговой структуры слова  у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Из опыта работы по коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, не теряет своей актуальности в настоящее время. Проблема усвоения слогового состава слова детьми с нарушенной речевой деятельностью, типология нарушений слоговых и ритмических составляющих слова, пути преодоления имеющихся нарушений, как предмет исследования, представлены в работах З.Е. Агранович,  Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной, С.Е.Большаковой, Н.В.Курдвановской, Р.Е. Левиной, А.К. Марковой других [1,2,3,4,5,6]. В работах этих авторов выявлена взаимосвязь процессов слогового оформления слова с усвоением его звукового состава, лексико-грамматических категорий, формированием фонемного анализа. По данным Р.Е. Левиной, А.К. Марковой,  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других, нарушения звуко-слоговой структуры слова являются стойкими и относятся к одному из основных диагностических показателей, который определяет не только наличие общего недоразвития речи, но и степень его выраженности [5,6,9]. По данным Г.В. Бабиной и Н.Ю. Сафонкиной существенное значение для воспри­ятия и проговаривания лексических единиц различной сло­говой сложности имеют следующие процессы: оптико-про­странственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации серийных движений и действий [2].

Анализ результатов диагностики речевого развития детей нашего учреждения показал значительный процент нарушения слоговой структуры слова воспитанников. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре  подходов к организации работы по формированию слоговой структуры слова в условиях нашего учреждения. Для решения этой задачи, используя материалы методического пособия Бабиной Г.В. и Сафонкиной Н.Ю, нами был разработан комплекс коррекционных мероприятий по  формированию  слоговой структуры слова, который включал два этапа, разделенных на блоки [2].

Первый этап:

I блок – формирование пространственных представлений и оптико-пространственной     ориентации.

II блок – развитие сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического.

Второй этап:

III блок  – развитие особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова.

IV блок – формирование умений слогового оформления слов разной степени сложности.

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Ведущей формой работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников 4-7 лет является дидактические игры и упражнения, учебно-игровые ситуации, которые организуются как логопедом, так и педагогом во время коррекционных занятий и во время совместной деятельности в режимных моментах. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям [7].

Учебно-игровая ситуация с использованием дидактических игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова во время режимных моментов  характеризуется кратковременностью развертывания и течения (от 5-6 до 10-15 минут). В режимных моментах предполагается объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек). Чаще всего это дети, плохо усвоившие материал во время проведения коррекционных занятий. Дидактические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах,  планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего,  это утренний и вечерний отрезок времени, прогулка.  Например, перед прогулкой педагог предлагает детям найти предмет одежды, название которого состоит из 2, 3, 4 слогов. Во время прогулки педагог дает детям задание: «Прошагайте столько шагов, сколько слогов в слове машина» (при затруднении подключить прохлапывание). Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребенка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе.

Работа, проводимая во время коррекционных занятий, может быть более продолжительной, в зависимости от возраста детей (средняя  группа — до 20 минут, старшая группа – до 25 минут, подготовительная группа – до 30 минут). Учебно-игровая ситуация во время коррекционных занятий учителя-логопеда является обязательной для детей и проводится с большей подгруппой. В своей работе мы использовали материал, предложенный Бабиной Г.В. и Сафонкиной Н.Ю.

Примеры заданий:

Задания, направленные на формирование пространственных представлений и оптико-пространственной     ориентации:

  1. Выбирается один ребенок и встает в центре группы, другой ребенок встает позади него, еще один – впереди. Остальные дети называют кто впереди кого находится, а кто позади (затем дети меняются местами).
    1. У каждого ребенка — чистый лист бумаги и цвет­ные карандаши.

— Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга — красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В правом верхнем углу нарисуйте желтый треугольник, в правом нижнем углу – оранжевый треугольник, в левом верхнем – голубой треугольник, в левом нижнем – розовый треугольник.

Задания,  направленные на развитие сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического:

  1. Логопед на музыкальном инструменте задает ритмический рисунок (определенное количество ударов в заданном темпе).

1)      Ребенок должен воспроизвести этот ритмический рисунок с помощью хлопков.

2)     Ребенок должен воспроизвести этот ритмический рисунок с помощью музыкального инструмента.

  1. Рот закрыт, напряженный язык упирается то в одну, то в другую щеку.

Кисть одной руки выпрямлена (положение «ребро»), кисть другой руки сжата в кулак, затем положение рук меняется.

Задания, направленные на развитие особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова:

  1. Воспроизведение количества язы­ковых единиц на основании заданного числа (повторение звуков, слогов, слов столько раз, сколько указывает цифра на карточке).
  2. Логопед проговаривает последовательность разных по силе языковых единиц (О-о-о, у-У-у, а-а-А, НА-на-на, по-ПО-по и т.д.). Дети выкладывают символы (большой квадрат  – маленький квадрат  — маленький квадрат ).

Задания, направленные на формирование умений слогового оформления слов разной степени сложности:

  1. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, на­звания   которых   имеют   одинаковую   финальную часть. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.

«Чем похожи слова? (У слов одинаковый ко­нец.) Чем различаются?

Речевой материал:

Цветок, листок, молоток.

Утка, мышка, белка, ветка и т. д.

  1. Логопед предлагает детям рассмотреть предмет­ную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картин­ки и раскладывают символы.

pervyi-slog

Первый слог

vtoroi-slog

Второй слог

Затем дети выполняют инструкцию «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».

Речевой материал:

дыра (рады); насос (сосна); сосна (насос); лама (мала); банка (кабан);

чайка (качай); лыжи (жилы); мышка (камыш).

Наш опыт работы показал, эффективность использования игровых и дидактических упражнений по технологии Бабиной Г.В. и Сафонкиной Н.Ю. при формировании слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи, что подтверждается диагностическими данными, полученными в конце учебного года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агранович,  З.А.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей [Текст] /  З.А. Агранович. -СПб.: «Детство- Пресс», 2005, 45 с.
  2. Бабина,  Г.В. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Текст] /  Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина. – М.: «Книголюб», 2005, 95 с.
  3. Большакова, С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. [Текст] / С.Е Большакова – М.: «Творческий Центр», 2007.
  4. Курдвановская, Н. В. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. [Текст] /  Н. В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова – М.: Творческий центр 2007. – 84с.
  5. Маркова, А.К.  Недостатки   произношения   слоговой структуры  слова  у  детей,   страдающих   алалией [Текст] / В сб.: Материалы научной конференции по дефектоло­гии / А.К.  Маркова — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 83-89 с.
  6. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под редакцией Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – 367 с.
  7. Сомкова, О.Н. Образовательная область «Коммуникация». Методическое пособие по программе «Детство» [Текст] / О.Н. Сомкова – СПб.: Детство – Пресс, 2012.- 208 с.
  8. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи  «Коррекция нарушений речи» [Текст] /  Т. Б. Филичева, Г.В Чиркина, Т.В. Туманова — М., Просвещение, 2008 г.
  9. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада  [Текст] / Т.Б. Филичева,  Г.В.  Чиркина — М.: Издательство «Альфа», 1993. 87 с.



Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart