Логопед для школьников



С чем наиболее часто приходится сталкиваться логопеду, работающему со школьниками?

Конечно, с нарушениями письма (дисграфия) и чтения (дислексия). Ошибки на письме и чтении обычно носят стойкий характер, разнятся по причине появления и требуют, в зависимости от этих причин, совершенно особого подхода к их коррекции. Если такой диагноз поставлен или родители подозревают данную проблему, необходима подробная логопедическая диагностика и курс логопедических занятий. И дисграфии и дислексии (существуют несколько видов дисграфий и дислексий в зависимости от причины возникновения дефекта) поддаются успешному лечению, но здесь необходима систематичность занятий. Кроме того, часто вовремя (до школы) не поставленный, дефектно произносимый (заменяемый на другой) звук (например когда ребенок вместо звука «Л» произносит «Й») влекут за собой неправильное написание (то есть отражаются на письме и чтении, а значит надо не медля заниматься исправлением дефектного звукопроизношения. Важно отметить, дисграфию и деслексию не возможно устранить одномоментно, и требуется достаточное количество повторений и усложнения материала, чтобы школьник смог довести полученный навык до автоматизма, т.к. в условиях ограниченного времени на уроке ребенок не успевает спокойно, не спеша,  подумать, навыки грамотного письма и чтения должны быть хорошо автоматизированы. И в свою очередь, устойчивые ошибки тоже автоматизируются, закрепляются. Так что чем раньше вы обратитесь к логопеду с данной проблемой, тем быстрее и успешнее она будет решена.

Нарушения звукопроизношения реже, чем у дошкольников,  встречаются и у школьников, и также весьма успешно поддаются коррекции. Важный аспект при коррекции звукопроизношения у школьников – необходимая мотивация к исправлению звуков. Чем старше ребенок, тем сложнее будет автоматизировать (ввести в свободную непроизвольную речь) правильный звук, т.к. связи между рече-двигательными центрами в коре головного мозга и мышцами артикуляционного аппарата с каждым годом все сильнее закрепляются,  и заменить их на новые (автоматизировать навык нового, уже правильного способа произнесения звука) бывает сложнее, времени требуется больше. Необходима не только работа по постановке и автоматизации звука, но и правильный настрой и сильная мотивация на устранение дефекта. Тут помогут и беседы, и даже некоторый «подкуп» в виде обещаний приза, давно желаемого подарка, «промежуточных» вкусных наград, высоких баллов и оценок. Заведите дневник победителя, покупайте медали, празднуйте появление нового звука походом в парк. То есть закрепляйте положительные эмоции на фоне занятий и настраиваете школьника на постоянный самоконтроль в процессе работы над постановкой правильного звукопроизношения.

Заикание, возникшее или усилившееся у школьника (часто на фоне возросшей нагрузки и/или стресса в школе) также требует немедленного обращения к неврологу и логопеду. На фоне грамотной поддержки со стороны невролога логопед поможет справиться с проблемой.

Так же у школьников встречаются нарушения голоса, возникающие вследствие  функционального, органического или психогенного фактора. У мальчиков в подростковом возрасте происходит мутация голоса. При затяжном или сложном протекании мутации желательна консультация логопеда, чтобы получить необходимые рекомендации по голосовому режиму, логопед в сложных случаях назначит необходимые голосовые и дыхательные упражнения, покажет и закрепит правильность их выполнения. Если же голос пропал резко, на фоне стресса, заболевания, оперативного вмешательства или без видимой причины, или наблюдаются слабость, усталость, «осиплость» голоса, изменения тембра и высоты голоса – обязательно покажитесь фониатору, логопеду и отоларингологу. Врачи  пропишут лечение в случае необходимости, но после выполнения необходимых процедур обязательна  консультация логопеда или фониатора, так как практически все заболевания голоса нуждаются в логопедической коррекции.




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart