Логопедическая игра — викторина «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»



Методическая разработка

Логопедическая игра в форме викторины «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»

 

Автор-составитель: 

учитель-логопед

Кузнецова Елена Сергеевна.

Викторина «Речевая мозаика» разработана с целью создания условий для актуализации знаний и закрепления изученного материала в области речевого развития. Мероприятие представлено в игровой форме и рекомендовано для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи вида. Соревновательный характер викторины создаётся путём разделения детей на команды, что помогает заинтересовать их и сделать более активными. По итогам мероприятия определяется победитель – команда, набравшая наибольшее количество жетонов, но поощряются все участники игры. Данное мероприятие, проводимое на завершающем этапе реализации адаптированной образовательной программы для воспитанников с общим недоразвитием речи, может стать показателем результативности образования детей в области речевого развитияили своеобразным итогом двухгодового обучения. Подобные формы занятий не только повышают интерес и эмоциональный настрой дошкольников, но и стимулируют их познавательную активность.

Задачи.

Образовательные:

  • закрепить у детей навык самоконтроля за собственной речью;
  • закрепить обобщающие понятия и актуализировать словарь;
  • обобщить и закрепить знания о буквах и звуках;
  • закрепить умение деления слов на слоги.
  • закреплять и совершенствовать умения проводить звукобуквенный анализ.
  • закреплять навык составления слов из букв и их прочтения.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевую коммуникацию, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление;
  • способствовать автоматизации поставленных звуков и развитию связной речи;
  • совершенствовать умение из букв составлять слова;
  • развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • развивать общую и мелкую моторики.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;
  • формировать навыки сотрудничества, умения взаимодействовать и содействовать друг другу в командных играх;
  • создать у детей эмоционально-позитивный настрой.

Материал и оборудование:

  • ноутбук,
  • мультимедийная доска,
  • проектор,
  • презентация,
  • мольберт – 4шт,
  • волшебная коробочка с жетонами,
  • сундучок с карточками-картинками (для подбора обобщающих слов),
  • большой сундук с кодовым замком;
  • письмо от волшебника;
  • магнитный пазл – портрет волшебника – 2шт. (для обеих команд).
  • картинки с изображением героев сказок на магнитах: ГНОМ, КОТ КОЩЕЙ, ФУНТИК, УМКА, ПИРАТ, МАЛЫШ, ЗОЛУШКА, НЕЗНАЙКА, МАЛЬВИНА, БУРАТИНО, ДЮЙМОВОЧКА).
  • школьный рюкзак — 2шт.;
  • школьные принадлежности;
  • картинки замков с разным количеством башен — 4 шт.;
  • карточки с напечатанными словами для подбора к звуковой модели;
  • медали;
  • призы.

Музыкальные средства:

музыкальное сопровождение для приветствия, награждения команд, для игры «Собери портфель», аудиозапись с голосом волшебника.

Ход мероприятия:

(Дети входят в зал под музыку и рассаживаются за столы)

Логопед: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на нашей викторине «Речевая мозаика»! Ребята, вы подросли, научились правильно и красиво говорить, узнали много нового и интересного. Осталось совсем немного времени и скоро вы станете первоклассниками! У вас есть замечательная возможность показать свои знания. Сегодня в нашей викторине примут участие две команды. Поприветствуем их! Давайте познакомимся с нашими игроками, справа от меня команда «Звукарики». Слева от меня команда «Букварики».

(Раздается стук в дверь, приносят конверт).

Логопед:  Ребята, посмотрите, что это такое? (Разглядывает). Какое-то послание. Давайте посмотрим, что там. (В конверте лежит разрезная картинка). Друзья, нам необходимо собрать все части в одну картинку и тогда мы узнаем, кто же прислал нам этот конверт. (Дети собирают части картинки на магнитном мольберте – получается изображение волшебника). Кто изображен на картинке?

Логопед: Всё ясно, значит, письмо нам прислал волшебник. Давайте его прочитаем. (Логопед зачитывает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята, я волшебник Всезнамус! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу я решил проверить, готовы ли вы стать первоклассниками. Если пройдёте все испытания, то получите главный приз. Задания будут сложными, но интересными. Желаю вам удачи, мои друзья!».

Логопед: Я думаю, что вы достойно выполните все задания, которые приготовил Всезнамус. Команды готовы? Тогда начинаем! За каждый правильный ответ и выполненное задание я вас буду поощрять волшебными жетонами.

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый раунд объявляю я.

Каждому задам я по вопросу…

Отвечать на них так просто.

Не скучай и не зевай,

А ответ скорей давай!

  • Первый раунд – это «Вопрос-ответ».

Логопед: В этом раунде предлагаю провести блиц опрос. Я буду задавать вопросы по очереди каждому участнику из команд, на который вы должны дать ответ. Отвечает только тот игрок, кому адресован вопрос. Верно отвечай, жетончик получай!

Вопросы:

  1. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  2. Как называется детеныш лошади? (жеребёнок)
  3. Июнь – месяц, какого времени года? (лета)
  4. Звуки мы произносим и слышим, а буквы …? (видим и пишем)
  5. Сколько месяцев в одном времени года? (три)
  6. Какой время года находится между летом и зимой? (осень)
  7. С какого дня начинается неделя? (с понедельника)
  8. Из чего состоит любое сказанное слово? (из звуков)
  9. Сок из помидоров, какой? (томатный)
  10. Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (губы, зубы, язык)
  11. Сколько дней в неделе? (семь)
  12. Как называется время суток между утром и вечером? (день)
  13. Кто мама у ягненка? (овца)
  • Второй раунд – «Назови одним словом».

Логопед:

Обобщающее слово

Разом всё назвать готово.

Например: Кофты, юбки и плащи

Оно в одежду обобщит…

Друзья, вот секретный сундучок, в нём лежат карточки-картинки. По очереди участники команд должны выбрать карточку, внимательно рассмотреть изображенные предметы и подобрать к ним одно общее (обобщающее) слово.

  • Третий раунд – «Хлоп-слог».

Логопед:

Слово делится на слоги,

Как на дольки апельсин.

Запомни это навсегда:

На части делятся слова.

Ребята, перед вами волшебные замки. Количество башен, соответствует количеству слогов в слове. Каждому из вас необходимо назвать сказочного героя изображенного на картинке и посчитать количество слогов в данном слове. Затем нужно определить, в каком замке будет жить ваш персонаж.

(ГНОМ (1), КОТ (1), КОЩЕЙ (2), ФУНТИК (2), УМКА (2), ПИРАТ (2), МАЛЫШ (2), ЗОЛУШКА (3), НЕЗНАЙКА, МАЛЬВИНА (3), БУРАТИНО (4), ДЮЙМОВОЧКА (4)).

(Проведение игры – «Собери портфель» под музыкальное сопровождение).

Логопед: Молодцы! Отлично справились с заданиями. Дорогие друзья, я предлагаю вам устроить небольшую переменку и поучаствовать в игре — «Собери портфель». На столе лежат два портфеля. По моему сигналу,  каждый игрок в команде по очереди бежит к столу с портфелем и кладет в него один из предметов, который, по его мнению, необходим для учёбы в школе, затем возвращается обратно. Посмотрим, чья команда быстро и правильно соберет портфель.

Логопед: Немного отдохнули и повеселились, а теперь настала пора выполнять следующие задания волшебника.

  • Четвертый раунд – «Составь слово».

Логопед:

Буквы ходят по планете.

Целый день они в гостях,

Потому что, оживают

Исключительно в словах.

Сейчас я каждому из участников команд раздам по букве одного слова, которые специально перепутал Всезнамус. С помощью цифр, указывающих порядок букв, правильно составьте слово и прочитайте его.

Цифры по прядку быстро расставляйте,

Полученное слово вслух вы прочитайте!

У Ч Е Н И К
1 2  3 4 5 6
З Н А Н И Я
1 2  3 4 5 6

 

Логопед: Ребята, давайте прочитаем, какие слова у вас получились?

— Первое слово – УЧЕНИК (Слайд № 8.)

— Второе слово – ЗНАНИЯ (Слайд № 9.)

— Всё верно! Вы замечательно справились с таким сложным заданием!

  • Пятый раунд – «Звуковая схема».

Логопед:

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд,
Начинается парад!

Последнее и самое трудное задание, подготовил для вас волшебник Всезнамус. Я обнаружила загадочный сундук, но он закрыт на кодовый замок. Мы сможем открыть его, если подберём ключ-слово, которое подходит к заданной звуковой схеме. Из ряда предложенных слов записанных на карточках, вам необходимо найти только то, которое соответствует схеме. Модель звуковой схемы представлена на экране.

Карточки со словами: ПАРТА, УРОКИ, ЗАДАЧА.

Логопед: Все готовы? Тогда давайте проверим, верно, ли вы подобрали слово.

— К схеме подходит слово – УРОКИ.

— Все верно! Замечательно!

(Звучит аудиозапись). Друзья мои, вы выполняли непростые задания, преодолели все трудности и показали, как много всего знаете и готовы идти в школу. Я желаю вам новых успехов и хочу наградить всех за старания. До свидания!

Логопед: Вот и подошла к концу наша викторина. Все участники команд добросовестно потрудились, ну а теперь подведем итоги.

(Объявляются результаты. Дети награждаются медалями и сладкими призами, которые были спрятаны в сундуке).

Логопед:

Все шифровки разгадали,

И ответы все нашли.

Речевые испытания

Вы с достоинством прошли!

Можно в школу собираться,

Покупать портфель пора!

Вы – «Почётные Грамотеи»,

Я хвалю вас, детвора!




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart