Методическая разработка «Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР»



Методическая разработка

«Специфика  коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи»

 

Автор: Лавренюк Наталья Владимировна

 учитель – логопед МБДОУ д/с № 13 комбинированного вида

Киселевского городского округа

 

1. Цель учебно-методической разработки:

обогащение лексического словаря детей с ОНР.

 

2. Задачи и направленность:

— подготовка детей к усвоению курса родного языка;

— накопление у детей определенного  лексического словаря;

— обучение детей умению производить отбор и группировку слов по признакам;

— уточнение значения слов;

— расширение семантики слов;

— упражнение в словообразовании и употреблении слов.

 

3. Адресовано учителям — логопедам, воспитателям, а также родителям для индивидуальной работы с детьми.

 

4.  Актуальность и востребованность на современном этапе:

дошкольные  образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.  Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.  К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

 

5.  Условия реализации:

логопункт при ДОУ,  речевая (логопедическая)  группа, массовая группа, логопедический кабинет в детской поликлинике, домашние условия.

 

6. Способы взаимодействия специалистов:

полноценная коррекционная работа невозможна без участия в ней воспитателей, узких специалистов (музыкальных работников, физ. руководителя), психолога, родителей. Способы взаимодействия:

систематическое проведение занятий с детьми воспитателями по программе;

консультации логопеда и семинары — практикумы;

работа над  словарем по соответствующей лексической теме в речевом материале на занятиях узких специалистов;

создание условий для самостоятельной деятельности детей вне занятий: игры, развивающие лексический словарь (настольно-печатные, компьютерные), логоконструкторы, перфокарты.

 

7. Результативность использования данной учебно-методической разработки:

педагоги, родители, стремящиеся дать детям максимум знаний и умений в доступной форме, могут воспользоваться данным материалом. Использование данной методической разработки на занятиях с детьми не только стимулирует обучение, но и способствует его успешности, содействует профилактике нарушений чтения.

 

8. Перспективы использования учебно-методической разработки:

—  коррекционно-образовательные учреждения;

— детские сады общего вида;

— комбинированные детские сады;

 

 

 «Специфика  коррекционной работы  с детьми дошкольного возраста с ОНР по формированию лексической стороны речи»

 

Содержание 

Введение

1. Обследование лексического словаря у детей с ОНР.
2. Специфика работы на лексическом уровне.
3. Приёмы формирования лексики

3.1. Приёмы формирования словаря существительных
3.2. Приёмы формирования словаря прилагательных.
3.3. Приёмы формирования словаря глаголов.
3.4. Приемы формирование словаря наречий.
3.5. Прием формирования лексического словаря «живые» картинки.

Приложение

Библиография

 

 

Введение

Дошкольные  образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.  К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них лексического словаря. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Дети с ОНР — это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

В отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное  направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких.

Необходимо раскрыть причины возникновения ОНР. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению ОНР речи у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери и во время беременности, действие некоторых химических веществ, радиоактивное излучение.

Возможны различные поражения вследствие резус -несовместимости крови матери и плода.    Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.

Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям, ОНР может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействия. Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения.

Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность) приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияние в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций.

Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды. К послеродовым факторам, вызывающим нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем, относятся перенесенные в раннем детском возрасте заболевания. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцефалит и полиомиелит.  Обратимые формы ОНР могут возникнуть на фоне отрицательного социально-психологического влияния: недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания и т.д.

Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих ОНР. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, А.Н.Гвоздев, А.П.Усова, О.И.Соловьева и многие другие.   Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях Т.Б.Филичевой, Р.Е Лёвиной, Г.В.Чиркиной и многих других. Р.Е.Лёвиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития. В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР.

В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. В программе Филичевой,Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР»(М.,1991) задачи обучения представлены по периодам.

Для детей шестилетнего возраста  в программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. приводится планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.  Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка. Жукова Н.С. предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи.

В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи ( алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

Ефименкова Л.Н. предлагает методические приемы по формированию лексического словаря в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.      Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методических рекомендациях Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В.

Все методические приемы учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.

 

 Обследование лексического словаря у детей с ОНР

 

 Для изучения состояния  лексической стороны речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

*Обследование словарного запаса по специально составленному материалу;

*Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;

*Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.

     Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250-300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А.Каше и Т.Б.Филичевой, Т.Б.Филичевой и А.В.Соболевой, О.Е.Грибовой и Т.П.Бессоновой, О.Н.Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

— семантического (в словарь- минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху — внизу», «сначала — потом» и др.;

— лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги — в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);

— тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).

Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. Метод наблюдений дает возможность получить общее представление об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, сформированности лексического словаря.

Специфика работы на лексическом уровне

Специфичность процесса коррекционного обучения детей с ОНР заключается в формировании предпосылок к продуктивному усвоению программы общеобразовательной школы. Логопедические занятия носят наряду с коррекцией пропедевтический характер, дети подготавливаются к усвоению курса родного языка.

Важным направлением работы по обогащению лексики является ознакомление с различными способами словообразования. В процессе словообразования развивается восприятие и различение значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. Работу на уровне обогащения лексики нельзя ограничивать только накоплением у детей определённого количества слов.

Важно научить детей производить отбор и группировку слов по различным признакам: морфологическим (по общности корня, приставки, суффикса), лексико-семантическим (по общности или противоположности значений) и т.п. При этом учитывается, что системные связи между лексическими единицами легче всего осмысливаются путём использования приёма сравнения.

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям.

Развитие лексики в речевой группе проводится по направлениям:

Обогащение словарного запаса;

Уточнение значения слова;

Расширение семантики слова.

Сначала ребёнок знакомится с новым словом в контексте, на основе которого он осознаёт значение и функцию данного слова; после уточнения значения слова ребёнку на конкретных примерах показывают, с какими словами может сочетаться в речи новое слово. Так, если вводится в речь слово, выраженное именем существительным, то для показа типичного способа его употребления к нему присоединяются глаголы, имена прилагательные, местоимения, числительные.

Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые не совсем точно усваиваются детьми с ОНР.

Приступая к словарной работе, необходимо подбирать материал с учётом тематического единства, охватив при этом основные части речи: существительное, глагол и прилагательное, а также постепенно усложняя структуру слова. Работая над словарём, представленным существительными, глаголами и прилагательными, логопед подготавливает детей к работе над фразой.

При выборе приёмов по уточнению значения слов следует ориентироваться на уровень речевого развития учащихся. Приёмы объяснения слов, имеющих конкретное значение, связаны с использованием наглядных средств, к которым можно отнести показ самого предмета или действия, обозначаемого словом, его изображения на картине, муляже, макете и т.д. При объяснении слов, имеющих отвлечённое значение, применяются словесные и логические средства.

Логопеду надо помнить, что в коррекционно-развивающем обучении осторожно используется способ подстановки синонимов для объяснения значений слов, так как детям с ОНР и сам синоним может оказаться непонятным. А вот одновременное использование синонимов и антонимов является плодотворным приёмом, помогающим раскрыть перед детьми семантику слова. Поэтому с этими детьми целесообразно использовать сочетание различных приёмов работы над смысловой стороной слова.

Например: свежий (вечер)       прохладный    тёплый

                  свежий (воздух)      чистый          спёртый

                 свежий (воротник) чистый          грязный

                свежий (журнал)     новый             старый

 

Приёмы формирования лексики

1.1 Приёмы формирования словаря существительных

 

Работа над уточнением значения слова тесно связана сформированием представлений у детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как внеречевом плане (разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).

Словарная работа по уточнению значения слов строится по темам: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», Птицы», «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Явления природы», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Новогодние праздники» и т.д.

При работе над расширением словарного запаса у детей с ОНР  надо помнить, что по отдельным тематическим лексическим группам соотношение видовых и родовых слов – понятий у них различно. Дети употребляют такие родовые термины, как «птицы», «рыбы», «травы», «деревья», «грибы», «одежда», но у большинства из них в речевом запасе, как правило, нет таких родовых терминов, как «насекомые», «инструменты», «транспорт», «здания», вследствие чего они не могут одним общим словом назвать осу и пчелу, молоток и грабли и т.д.

При этом в одном случае затрудняются в подборе терминов, в другом – в установлении правильного соотношения между видом и родом, в третьем – не конкретизируют родовое слово – понятие. Поэтому по отношению к различному по тематике лексическому материалу развитие мышления и речи будет проводиться то от общего к частному, то наоборот.

Предложенные ниже примерные задания целесообразно использовать только в качестве ориентировочного, так как самое большее, что они могут дать – это наличие в речевом запасе детей родовых терминов, обобщённых и отвлечённых понятий. Включение требования обосновать свои обобщения придают упражнениям развивающий характер.

«Можно ли воробья и утку назвать одним общим словом?» — Почему думаешь, что это птицы?

«Каким общим словом можно назвать шубу и колготки?»

«Назови общим словом пчелу, кузнечика и стрекозу»

«Назови общим словом утюг , лампу, электроплитку»

Эти упражнения стимулируют включение в активную речевую практику родовых слов – понятий.

Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарно – логических упражнений. Каждое из них должно давать совершенно определённый результат: в одном случае надо отрабатывать приём сравнения и дети будут учиться находить черты сходства или отличия; в другом – дети будут группировать предметы, которые входят во взаимосмешиваемые родовые группы; в третьем – правильно подбирать родовое слово – понятие к данному перечислению предметов; в четвёртом – учиться выполнять двойное обобщение и т.д.

При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.

Эти занятия носят обучающий характер и включают в себя различные варианты упражнений:

v  Перечисление предметов с последующим обобщением;

v  Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;

v  Обобщение после исключения «лишнего»;

v  Обобщение через противопоставление (шапка – одежда, а ботинки — ?);

v  Обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом берёзу и сосну, ель и сирень?);

v  Непосредственное обобщение (оса – это кто?);

v  Распределение по двум или нескольким группам;

v  Указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы ель, берёза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник?);

v  Попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: сом – зверь, кошка – птица, утка – рыба);

v  Двойное обобщение (пчела – насекомое, а насекомые – это кто?).

Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.

 

Примерные задания для количественного роста словаря существительных.

  1. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие),
  2. Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).
  3. Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете).
  4. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свёкла — …, стакан — …, белка — …, грузовик — …
  5. Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша.
  6. Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.
  7. Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: «Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки».

«Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам» и т.д.

  1. Назвать детёнышей животных: «У кошки котята» и т.д.
  2. Определить время года по картинкам.
  3. Определить по картинке время суток.
  4. Назвать профессию людей по картинкам.
  5. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч)

 

1.2. Приёмы формирования словаря прилагательных

Упражнения, представленные в этом разделе, научат ребёнка подбирать к слову – предмету слова – признаки.

1. Посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Например: какой лисёнок по размеру? Какая у него шёрстка на ощупь? Какой у лисёнка взгляд? Какого цвета мех?

  1. Закончи предложения. Пришло лето (какое?). По небу плывут облака (какие?). Светит солнце (какое?). Поспели ягоды (какие?). На деревьях сидят птицы (какие?). В листве шелестит ветерок (какой?).
  2. Назови одним словом. Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; мыльница из пластмассы, дорога из песка, баба из снега, ваза из стекла, люстра из хрусталя, лодка из резины и т.д. Придумай свои словосочетания.
  3. Определи какие предложения неправильные. Забор у дома каменный, а флаг на доме пламенный. Забор у дома пламенный, а флаг на доме каменный. Вечер сегодня карманный, мне нужен фонарик туманный. Вечер сегодня туманный, мне нужен фонарик карманный.
  4. Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисёнок…, небо голубое, а незабудка…
  5. Превратить слово – предмет в слово – признак: пламя —  (какое?) пламенное, туман – (какой?)…, солома – (какая?)…
  6. Подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): вкусные сладкие шоколадные …, тёплая мягкая свежая, высокая кудрявая румяная…
  7. Синонимы (слова-друзья): а) большой —  маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…
  8. Назвать форму предмета (по предложенным картинкам).
  9. Назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам).
  10. Обобщение – подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов:  черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф…
  11. Назови, какие соки получились: сок из яблок – яблочный, из земляники — …, из клубники — …
  12. Образование степени сравнения прилагательных (Кто лучше? Кто хуже?): суп вкусный, а конфета вкуснее, вода прозрачная, а стекло …..

 

1.3. Приёмы формирования словаря глаголов

В младших классах коррекционно-развивающего образования расширение словаря следует начать с введения в речь наиболее употребительных глаголов.

  1. Кто как передвигается (человек ходит, черепаха ползает и т.д.).
  2. Кто как голос подаёт (голубь воркует, корова мычит и т.д.).
  3. Какие звуки издаёт (дверь скрипит, ветер свистит и т.д.).
  4. Кто как ест (кошка лакает, заяц грызёт и т.д.).
  5. Кто что делает (учитель учит, доктор лечит и т.д.).
  6. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов (умывает – умывается, купает – купается и т.д.).
  7. Для дифференциации глаголов в  экспрессивной речи задают, например, такие вопросы: кто купает, а кто купается?
  8. Дифференциация глаголов противоположных по значению (одеть – снять, поднять – опустить и т.д.).
  9. Предъявляются детям картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолёт и др. Задаются вопросы: Кто умеет читать? Кто умеет бегать? Кто умеет скакать?
  10. Определи, что делать полезно, а что вредно. Рано вставать. Поздно вставать. Купаться и плескаться. Подушкой вытираться. Сытно поесть. У телевизора сесть. Лёжа одеваться. На диване валяться. Ворон считать. В доме прибрать. Кота обижать. Идти рисовать. Книги читать. С друзьями играть. Маме помогать. Посуду помыть. В магазин сходить. Цветы полить. Кота накормить.
  11. Подобрать синонимы (слова – друзья): бежит – мчится, несётся, скачет — …, поднимается — …
  12. Подобрать обратные действия (слова – враги): покупает – продаёт, надевать — …, кричать — ..
  13. Закончи предложение. Медведь зимой засыпает, а весной… Берёзка от ветра наклонилась, а потом …
  14. Какое слово лишнее? Мяукать, мычать, хрюкать, летать; говорить, болтать, шептать, слушать….

1.4 Формирование словаря наречий

Наречия – части речи, которые позволяют ребёнку оценить окружающий мир. Малый запас слов – наречий в речи младшего школьника может сыграть в дальнейшем злую шутку: раздельное написание таких наречий как направо, налево, напротив и т.д.

  1. Образуй новые слова, отвечая на вопрос (как?): бедный – бедно, беспокойный — …, дорогой — …, интересный — …
  2. Закончи предложение: капризная девочка ведёт себя (как?) капризно, приветливый человек говорит ….
  3. Слова – враги: ночью на улице холодно, а днём тепло, гепард бежит быстро, а черепаха ползёт …
  4. Составить предложения с наречиями по опорным словам, картинкам.
  5. Придумать больше наречий к одному действию: я играл вчера долго, весело, азартно, интересно; я готовил обед ….

 

1.5. Прием формирования словаря «живые» картинки

   У детей старшего дошкольного возраста необходимо сформировать устойчивый интерес к занятиям, максимально включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный.

Одним из видов коррекционной направленности приема «живые» картинки является обогащение лексического словаря детей, формирование грамматического строя речи. Формирующая познавательная активность детей старшего дошкольного возраста направлена на обследование окружающего мира.  Некоторые лексические темы сложны для восприятия детей с речевыми нарушениями без соответствующего наглядного материала («Обитатели морей и океанов», «Животные южных стран», «Дикие животные» и т.д.).  Не все дети имеют возможность вживую увидеть слона, жирафа,  наблюдать в естественной среде за попугаями, змеями, а данный прием «оживления», дает возможность как можно больше донести об образе того или иного предмета, животного.

В основе многочисленных педагогических методик, направленных на речевое развитие детей лежит принцип: больше впечатлений хороших и разных. Информацию об окружающем мире дети учатся воспринимать в основном с помощью зрения, слуха, тактильных ощущений, осязания:  любоваться красотой цветка, вслушиваться в шелест листьев, чувствовать нежное прикосновение лепестков, вдыхать его божественный аромат

Использование элементов аромотерапии,  (ароматизация  помещение логопедического кабинета) позволяет воссоздать обонятельный фон для определенной лексической темы. Применение элементов аромотерапии рекомендовано под наблюдением физиотерапевта. . /Приложение 1/

Обоняние называют источником наслаждения, с его помощью мы воспринимаем  окружающую действительность ярче, многообразнее. Автор   «Щелкунчика» Эрнест Теодор Амадей Гофман утверждал, что вдохновение в нем пробуждал запах ржаной лепешки с тмином.

Эфирные масла способствуют вдохновению (шалфей, роза, сандал, лимон, апельсин, бергамот). Повышают работоспособность, концентрацию внимания (апельсин, лимон). Усиливают процессы  запоминания.

Лексическая тема

Обонятельный фон

Свойства

«Фруктовый сад»

Апельсин

Мандарин

Лимон

Ваниль

Повышает работоспособность, поднимает  активность, концентрацию внимания

Оптимистическое «детское» масло, помогает индивидуальному виду творчества

Ускоряет процессы адаптации

 

Поднимает активность, творческое восприятие.

«Лес. Деревья»

Пихта

Можжевельник

Мята

Вербена

Липа

Снимают повышенную тревожность, укрепляют иммунитет

Положительное воздействие на вегетативную систему

Укрепляет иммунитет

«Водоемы. Морской берег»

Йод

Арбуз

Туя

Розмарин

Успокаивающие положительное влияние на нервную систему

 

Поднимает настроение , эмоциональный фон

Тонизирует, способствует восстановлению сил, снятие усталости.

Укрепляет память и помогает сосредоточиться. Помогает при умственном утомлении

«Зимние  забавы. Праздники»

Пихта

Апельсин

Мандарин

Снимает повышенную тревожность, укрепляет иммунитет

Повышает работоспособность, поднимает  активность.

 

Оптимистическое «детское» масло, помогает индивидуальному виду творчества

« Овощи. Плоды осени»

Петрушка

Тмин

Базилик

Перец

Тонизирует

Успокаивают перевозбужденную систему, снимают напряжение.

Антисептик. Снимает мышечное напряжение

Тактильные ощущения также играют немаловажную роль в стимулировании речевой деятельности. Услышав слово «шершавый» ребенок не всегда поймет его смысл, а если его пальчик в этот момент ощутит шероховатую поверхность, то лексическая картина станет более полной.

       В «оживлении» наглядных  картин  стараюсь использовать натуральные материалы: кожа, мех, травы, листья, цветы, элементы древесины, ракушки, песок, камни, вата, лен. Но при необходимости  заменяю и на предметы искусственного происхождения: пластик, искусственные ткани.

Конечно, использовать такие  живые  картины рекомендую на подгрупповых, или индивидуальных занятиях. Потому что каждый ребенок должен тактильно изучить все предметы и сопоставить их с лексическим значением.

При использовании данного приема детьми более эффективно усваивается словарь качественных прилагательных (мягкий, пушистый, нежный, гладкий, колючий, пупырчатый, шероховатый, неровный, жесткий, упругий т.д). Стараюсь  сформировать образ новых слов через тактильный  анализатор.

     И следующим немаловажным элементом является слуховое восприятие, для этого я собрала «Шкатулку живых звуков». Ориентируясь на лексические темы,  я записала аудиоматериал по основным  звуковым  направлениям, категориям: «Шум осеннего леса», «Звон посуды», «Звуки улицы», «Скрип снега, звон падающих сосулек», «Звуки работы строительными инструментами», «Звуки леса .Голоса птиц, животных», «Плеск воды, шум прибоя».

    Благодаря комплексному воздействию на восприятие ребенка идет эффективное обогащение лексического словаря  и формирование грамматического стоя речи.

Также работа с «живыми» картинами позволяет детям:

— значительно повысить интерес к логопедическим занятиям,

— оптимизировать эмоциональный фон,

— развивать зрительно- пространственное восприятие,

— развивать слуховое и зрительное внимание, память,

— Развивать мышление, воображение.

— развивать мелкую моторику рук,

— сформировать целостный образ предмета,

— узнавать животное, предмет  по описанию,

— составлять описательный рассказ о предмете с опорой на наглядность.

Литература:

1. Глухов  В.П. » Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР//Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики.-М.,1985

2. Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.-М.,1987

3.  Глухов В.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию//Дефектология.-1988.-N 4

 4. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М.,1998.

5. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности.-М.,1974.

6. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».-М.,1991.

7.. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит, СПб.: Актцидент,1997.

8. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи, СПб.: Акцидент, 1997.

9. Филичева Т.Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.-М.,1999.

10.  Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа а специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart