Ошибки в речи и метод их устранения



Ошибки в речи и метод их устранения

Орфоэпические ошибки

Орфоэпические ошибки – это такие ошибки, которые связаны только с произношением слова.

Пример: не коТЛета, а коКлета;

не коРидор, а коЛидор.

Для детей представляется затрудненным произношение губного и губно-зубного звуков на слоговом стыке.

Пример: не траМВай, а траНВай.

Часто можно встретить такое неправильное произношение согласных, как замена ЧТ (вместо ШТ).

Пример: скуЧНо, а не скуШНо.

Можно встретить такую речевую ошибку, как подмена слов «все равно» одним словом «сирамно». На этот казус необходимо обращать предельное внимание и тренировать правильное произношение посредством заучивания стихов и проговаривания их наизусть. Идеальны в этом плане стихотворения А.Барто, поскольку они легки в запоминании, вызывают широкий и глубокий ассоциативный ряд, помогают расширить активный словарь, развить память и мышление. Кроме этого, для творчества А.Барто характерны такие особенности, как умная педагогическая тактика, основанная на юморе, который необходим при воспитании правильной речи ребенка. Стихи опираются на знание ребенка, учат его прочувствовать и полюбить родной язык. «С ребёнком надо говорить забавно» (М.Горький). А.Барто не только забавляет ребенка, но и дает толчок к созданию полноценного образа, а образ, в свою очередь, помогает правильно запомнить слова.

Пример:

«Фонарик»

Мне не скуЧНо без огня –

Есть фонарик у меня.

«Мишка»

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

ВСЕ РАВНО его не брошу,

Потому ЧТо он хороший

Нередка замена О на Е. Располагает к этой ошибке современная клавиатура. На ней Ё найти достаточно сложно, проще напечатать Е. Во избежание деформации слова на уровне подсознания можно порекомендовать обращать на Ё предельное внимание.

Пример ошибок: щЕлочка, а не щЁлочка и шЕрстка, а не шЁрстка.

Стихотворение А.Барто «Лошадка»:

Я люблю  свою лошадку,

Причешу ей шЁрстку гладко.

Акцентологические ошибки

За акцентологические ошибки принято понимать неверное ударение в слове.

Пример: запЫхавшись, а не запыхАвшись и раскИдал, а не раскидАл.

Решение проблемы – изучение стихотворений таких авторов, как В.Осеева, С.Маршак и Я.Аким. Они идеальны в обучении правильному словопроизношению для детей благодаря своему ритмическому разнообразию, ведь именно переменный ритм и необычная рифма могут удержать их внимание.

Примеры:

В.Овсеева «Ежинка»:

И вдруг, запыхАвшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез:

-Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес.

Я.Аким «Неумейка»:

В квартире над нами

Есть мальчик Андрюшка.

По комнате всей раскидАл он игрушки.

 

Словообразовательные ошибки

Словообразовательные ошибки – это неоправданное словосочинительство, а также искаженное употребление корней и приставок.

Пример: не поСкользнулся, а поДСкользнулся, не Сшить платье, а ПОшить платье.

Избавиться от ошибок такого типа помогут стихотворения А.Барто.

Пример стихотворения «Мальчик наоборот»:

ПоСкользнулся,

Задом пятясь, —

И к милиции

В объятья.

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – это нарушения особого типа. Они связаны с образованием форм слова ненормативного характера. Такие ошибки появляются в результате самостоятельной выработки упрощенного слова. Например, «пальто» изменяется по падежам, а «ножницы» трансформируются в единственное число.

Избавиться от морфологических ошибок можно только при помощи обучения правильному формообразованию слов подобного типа при помощи стихотворений А.Барто.

Лексические ошибки

Лексические ошибки – это искажение нормы слова. Типичное искажение слова «обратно» в значении «снова». Множество примеров правильного употребления слов можно найти в стихотворениях С.Михалкова.

Пример:

У меня ОПЯТЬ

Тридцать шесть и пять.

Синтаксические ошибки

Синтаксическая ошибка – неверное построение предложений и словосочетаний. Источник ошибки – отсутствие в повседневной речи сложных синтаксических конструкций. Именно из-за этого можно часто услышать такое нарушение норм управления и согласования, как «день рождениЕ», а не «день рождениЯ».

В памяти верное построение предложений закрепится, если будет не только выучено стихотворение, но и проведена беседа по его содержанию.

Знания черпаются из речи окружающих. Поэтому необходимо быть крайне внимательным к своей собственной речи и, более того, готовиться к чтению литературы вслух со словарем в руках. Следя за речью не только на проводимых занятиях, но и в ежедневной деятельности, можно избежать укоренения речевых ошибок.

Терехова Елена Сергеевна,

 студентка 3 курса,

Логопедия, ИСО, РГППУ




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart