Развитие смыслового восприятия при автоматизации звука [С]
Как известно, у детей с ОНР наблюдается недостаточная вовлеченность когнитивных процессов в смысловую обработку языковых единиц, что влечет за собой неполноценность в ходе расшифровки детьми смысла речевого сообщения.
Слабость сукцессивного и симультатного анализа и синтеза у детей с ОНР обуславливает снижение возможностей адекватного решения ими речемыслительных задач при декодировании смысла логико-грамматических конструкций, образных выражений, высказываний.
Для развития смыслового восприятия детям предлагаются различные задания: составить рассказ по серии сюжетных картинок, найти различия между картинками, разложить картинки по тематическим группам, анализ картинок с нелепым сюжетом и т.д.
Предлагаю задания для развития смыслового восприятия при автоматизации звука [С]: твердого [c] и фонетически мягкого [c’] в словах со стечением согласных.
- 1. Доскажи слово.
В саду растут ….. (абрикосы).
Соня надевает ….. (носки).
На суку сидит ….. (сова).
Я съел кусок ….. (колбасы).
К остановке подъедет … (автобус).
Положи салат в …. (миску).
2. Сравни наоборот.
— Стакан и самовар: Что ниже? Что тяжелее?
— Слон и собака: Кто выше? Кто слабее?
— Автобус и самолет: Что быстрее? Что медленнее?
— Лису догоняет собака: Кто бежит впереди? Кто бежит позади?
— Абрикос слаще сливы: Что кислее?
— Стул стоит ближе к столу, чем кресло: Что дальше стоит от стола?
3. Угадай предмет по его частям.
— Крылья, хвост, голова, клюв, перья — …. (ласточка).
— Крылья, хвост, кабина, мотор — …. (самолет).
— Голова, туловище, уши, хвост, хобот — … (слон).
— Голова, туловище, уши, хвост, лапы — …. (собака).
— Спинка, сиденье, ножки, подлокотники — …. (кресло).
— Спинка, сиденье, ножки — …. (стул).
4. Подбери пару.
Суп – кастрюля, котлеты — …. (сковородка).
Овощи – огород, фрукты — ….. (сад).
Суп – соль, чай — ….. (сахар).
Рука – браслет, шея — …. (бусы).
Пол – ковёр, стол — ….. (скатерть/салфетка).
Дождь — лужа, снег — … (сугроб).
Машина – асфальт, поезд — … (рельсы).
Корова – трава, собака — … (мясо/кость).
Поезд – машинист, танк — … (танкист).
Дверь – дерево, окно — … (стекло).
Ель – хвоя, дуб — … (листва/листья).
Обувь – крем, зубы — … (паста).
Время – часы, температура — … (градусник).
5. Что бывает ?
Сухим … ? Высоким …? Кислым …? Пёстрым …? Пустым … ? Солёным …? Свежим … ? Светлым … ? Спелым … ?
6. 4-ый лишний.
— автобус, троллейбус, коляска, самолёт
— чеснок, свёкла, фасоль, слива
— босоножки, носки, сапоги, кроссовки
— стол, стакан, миска, самовар
— сорока, ласточка, страус, лиса
— слон, свинья, оса, собака
— сосиска, сметана, сливки, масло.
7. Придумай предложения со словами.
-рисовать, раскрашивать
— встать, вставить
— выскочить, скакать
— постелить, послать
— сварить, испечь
— связать, сшить
— вырасти, отрасти
— нести, вести
-ставить, класть
— засЫпать, засыпАть
8. Придумай предложения с парой слов.
стакан – стекло
снег – санки
ступеньки – лестница
свитер – спицы
куст – смородина
свечка – спичка
сачок – стрекоза
волосы – расчёска
пылесос – мусор
сок – ананас
стена — рисунок
9. Продолжи предложение.
— На улице сыро, поэтому Соня надевает … сапоги или босоножки?
— Трава сохнет, потому что … солнце светит или снег идет?
— Весной Соня катается на … самокате или санках?
— Ласточка прилетела, потому что наступила осень или весна?
— Наступила весна – расцвели подснежники или созрели сливы?
— Летом Настя носит … шерстяную шапку или косынку?
10. Небылицы. Исправь предложения.
Сучок сел на сороку.
Сапоги надели Соню.
Стакан наливают в абрикосовый сок.
Сосны сидят под лисой.
Лес летит высоко над самолетом.
Стул свалился под носки.
Остановка подъедет к троллейбусу.
Соня сидит на столе за стулом.
Воду насыпают, соль наливают.
Стол разбили, стакан сломали.
Окно растет под кустом.
Постель постелила Настю.
Степу слепит снеговик.
На светофоре загорелся синий свет.
В саду на кусте растет свекла.
Учитель-логопед
Власова Лидия Вадимовна
г. Москва ГБОУ ЦРР ДС 1607
Свежие комментарии