Записки Логопеда. Часть 1. «Тот самый ученик»



Тот самый ученик

 

Я знала только, что у ученика произошел инсульт год назад. И что он почти не говорит. Это все, что я знала. Как они меня нашли — это удивительно! Логопедов, восстанавливающих речь после инсульта, вообще мало, а до их поселка вообще никто не доедет из Москвы. Уж очень далеко. Хотя, казалось бы,  Московская область. Они очень искали сразу же. Но…

Из местных специалистов — никто не берется. И надо помочь. Живут они далеко, мне надо просить кого-то, чтобы «подбросили» — на 2 автобусах с пересадками ехать к ним  в посёлок тяжко. Или придется брать такси. Но — надо. Я так решила. Эта специализация меня очень интересовала и в институте нам хорошо читали афазию, и главное – если не я, никто не возьмется здесь. Это точно.

Приехала. Встречает меня совершенно замечательная  жена ученика, назовем его Николаем Сергеевичем. Простая,  искренняя и любящая, которая хочет помочь и не знает как. В квартире — недоделанный ремонт. Начал хозяин и заболел. И все остановилось…

А картина нарушения тяжелая. Рука у Н.С. не слушается, писать не может – почти не помнит букв и путает их, даже звуки речи произнести не может, кроме нескольких гласных и согласных.

Настрой у Н.С. пессимистичный. Обращенную к нему речь понимает ситуативно, а собственной,  экспрессивной речи нет вообще. Только эмбол. Для тех, кто не знает – это одно слово, которое человек повторяет постоянно и которое заменяет ему речь. А других слов и даже звуков при данной форме афазии (афазия – нарушение речи после инсульта) он сказать не может. И слово это, мои дорогие, матерное: «#@ять».

Вот так. Не больше, не меньше. Это его эмбол. И он им разговаривает. И знаете, это не смешно. То есть, представьте, вы спрашиваете у него, как он себя чувствует, а он в ответ: «ААААА #лллллять

И вы понимаете: неважно чувствует себя. Или он удивлен. То же слово, но произносится с удивленной интонацией «УУУУ — #ллллять?». Предложение – состоит из 3 этих слов, и сразу ясно, где подлежащее, а где сказуемое и дополнение тоже угадывается. По интонации. Такие вот злые шутки шутит порой афазия.

И работа тоже у меня —  непредсказуемая. Логопед — называется.

Афазия самой сложной формы  в грубой степени, да еще и обратились они поздно, прошел уже год. Им бы раньше, сразу же! Но что теперь локти кусать.

Мы стали работать. Трудно. Потому что афазия грубая, афферентная форма, а глубина и степень поражения при инсульте было очень большой.

И вдруг у него случился срыв. Он так на меня наехал. На ровном месте. Он кричал. Раздраженно и даже зло. Пытался объяснить, что я не понимаю, что с ним происходит, что я говорю ему ерунду и предлагаю не те задания. Такая реакция, к сожалению, тоже может встречаться у таких больных…

Он кричал и все это одним словом, эмболом. Ну вы помните, каким. Утихомириться не мог. Жена еле могла его сдержать. Я даже испугалась, не было бы жены – мог бы и замахнуться на меня.

Я ехала домой и мне было очень плохо. Да чего там, я чуть не разревелась.  Была осень, уже стемнело, по закону подлости, налетел дождь с холодным ветром, ноги промокли. А своей машины еще тогда не было.  И так мне было тошно. А ведь именно этот ученик сподвиг меня углубиться в тему афазии. Я шла и вспоминала совершенно необыкновенные вещи, которые были связаны с этим учеником…

 

***

Я поменяла место жительства. Устроилась на работу в медицинский центр. И у меня стали появляться ученики с афазией. Один из них, самый первый, очень тяжелый, с грубой формой. Очень, очень сложный случай афазии. Практически утративший речь и с эмболом в виде матерного слова.

Я чувствую себя неуверенно, вокруг никого, кто работал бы с такими случаями. Спросить совета не у кого. Собственно, этот пациент, тот самый Николай Сергеевич, и послужил мне «волшебным пинком» к срочному поиску знаний и инструментов по коррекции афазии. Институтских знаний по этому поводу совершенно недостаточно.

И это при том, что диплом у меня с отличием и в институте курс афазии нам читали именно в Центре Патологии Речи и это были самые захватывающие для меня лекции и практика.

Рою землю в поисках книг по афазии. Фамилия Визель запомнилась – редкая фамилия, ее книги не достать. Купила одну, об остальных читаю на логопедических форумах и мечтаю заполучить, понимаю, что Визель – одна из звёздных величин в афазиологии. И как профессионал, и как учитель, и как личность (в чем я убедилась позже). Информации по афазии катастрофически мало!  Я открываю интернет в поисках курсов по афазии, нахожу.

Звоню туда и вот первое Чудо.

Звоню вечером и, по редкому стечению обстоятельств, руководитель курсов задержалась и сняла трубку. Курсы начались ВЧЕРА! На мой вопрос: «Кто читает» — отвечает: «А кого Вы знаете по этой теме»?

Я называю фамилии: «Визель, Шкловский, Кошелева, Ахутина». И она мне отвечает: «У нас читают и Визель и Кошелева и Ахутина и многие другие». И я полетела туда на следующее утро. Ну ладно, не полетела. Поехала на общественном транспорте, но – окрыленная…

***

Я сидела в зале и чувствовала себя просто дико счастливой. В окна светило весеннее солнце, на сцене, на учебном подиуме непревзойденная Татьяна Григорьевна Визель читала лекцию по афазии. Я была в зале.

И всё! Вот рецепт счастья!

Хотите верьте, хотите нет. Но я прямо кайфовала…

А если серьезно, то реально я слушала лекции Татьяны Григорьевны и влюблялась!  И в нее, и в афазиологию, и в Центр Патологии Речи.  Удивительно все сложилось  — за один вечер все нашлось: и курсы, и дозвонилась вечером каким-то чудом и лекции читают те профессионалы, чьи книги я так искала и найти не могла. А главное, я поняла, как соскучилась по этому специальному языку, по этой удивительной смеси логопедии, медицины и дефектологии, по ощущению всей глубины и удивительной сложности этой увлекательной и творческой науки и профессии. Это было все вместе – абсолютное счастье. До сих пор помню это чудесное,  нежданное ощущение.

И вот вам Чудо №2

На этом курсе повышения квалификации по Афазии нам демонстрировали документальные кадры снятых на камеру обследований пациентов с афазией.

И что бы вы думали?

Я прибегаю на одну из лекций, еще не могу отдышаться, немного  опоздала. Все сидят в темноте (я не знала, что будет видео обследования речи при афазии) и вдруг на огромном экране конференц-зала я вижу…моего ученика, того самого Николая Сергеевича!

Знаете, я даже глаза открыла и снова закрыла и головой, на всякий случай, потрясла :-).

Но он не исчез, это был именно ТОТ САМЫЙ МОЙ УЧЕНИК, появление которого и подтолкнуло меня срочно попасть на этот курс по афазии! Вот и то самое ругательное слово, эмбол, на котором он разговаривает. Его ли не узнать!

Вот я слышу голос его замечательной добрейшей жены. Как по заказу, ведь из-за него я так всполошилась, из-за него побежала на этот курс. И вот тебе – ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ разбор его ситуации — прямо на лекции!  Наш преподаватель на экране обследует его, я наблюдаю всё обследование и слушаю комментарии практика ЛОГОПЕДА — афазиолога – записываю каждое слово. А потом на перерыве подхожу к преподавателю и спрашиваю совета, как работать с этим моим пациентом.

Совпадение? — Да.

Чудесное? — ОДНОЗНАЧНО — ДА.

Согласитесь, что-то в этом есть?

…А с моим Николаем Сергеевичем мы подружились, и проникся он ко мне уважением и симпатией. Никогда больше таких срывов у него не было, мы стали учиться читать и писать левой рукой,  и даже начали получаться у него звуки и некоторые слова. И когда я приезжала после восстановительного курса, который он получал в Центре Патологии речи, его жена за него мне рассказывала: «А он любит Вас, ждет! Там были логопеды хорошие, и с Вами ему еще больше нравится заниматься»

И Николай Сергеевич, застенчиво улыбаясь и согласно кивая,  начинал пояснять, что имеется ввиду,  ободрял меня, уже пытаясь говорить некоторые слова, но продолжая активно использовать свой эмбол… ну – вы помните, какой… 🙂

 




Поделиться в соц. сетях

0

8 комментариев

  1. Светлана

    Здравствуйте!Я тоже искала «практический» блог логопеда и вот нашла вас).
    Получаю сейчас логопедическое образование, учусь на 5-м курсе. Живу в небольшом городке, логопедов тут днём с огнём… а практики много. Год как работаю частным образом, есть успехи. И не бралась бы я за сложные случаи… а больше некому. Попросили меня позаниматься с мужчиной после инсульта. Всё понимает, а сказать не может. Очень умный и интеллигентный, даже ненормативной лексики нет, хотя на учёбе нас предупреждали, что первой она растормаживается. Спасибо вам за ваши видео. Занималась месяц. Больной повторяет слова за мной (глядя на картинки), сначала были только предметы, теперь и действия, существительные + числительные, продолжает некоторые пословицы и поговорки, подпевает хитам 70-х (больному 60 лет), считает от 1-10, но то что хочется сказать не может, лишь жестикулирует, расстраивается, очень самокритичный. Писать и читать не может совсем. Хочу попробовать позаниматься по Кошелевой. Что посоветуете?

    • Светлана, здравствуйте!
      Какая форма афазии у Вашего ученика? Это очень важно для выработки эффективной программы восстановления речи. Может ли пациент копировать (списывать слова)? Подставляет ли подписи под картинки? Уверены ли Вы, что понимание вторично не страдает? По какому типу нарушена самостоятельная речь — по афферентному или эфферентному?
      Если у него моторная форма афазии, необходимо включать в диалог простые глаголы, учить простые фразы, работать над оральным (артикуляторным) праксисом и слоговой структурой слова.

      Если возникнут еще вопросы, пишите мне на почту через форму обратной связи http://logopedrunet.ru/contacts/, я отвечу Вам на электронную почту. Чтобы дать дельные советы, нужно задать много уточняющих вопросов, это удобнее сделать в электронном письме.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  2. Харламова Оксана

    Здравствуйте, Наталья Игоревна! Я начинающий логопед-афазиолог, пытаюсь, работать с больными перенесшими инсульт.Опыта конечно никакого и не у кого спросить,так как в нашем небольшом городке таких специалистов просто нет!!!!Все обследование и работу с такими пациентами строю сама,беру материалы из книг и интернета! Конечно, хотелось бы,проконсультироваться у знающего специалиста!Если Вы сможете меня проконсультировать по интересующим меня вопросам буду Вам очень признательна!Заранее огромное спасибо!

    • Здравствуйте, Оксана!
      Мы можем организовать консультацию по Скайпу. Я знаю, как сложно без нужного опыта заниматься коррекцией афазии, сколько возникает вопросов. Поэтому обязательно найду в своем графике свободное время и отвечу на интересующие Вас вопросы. Дату и время согласуем по электронной почте (я отправила Вам письмо).

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  3. ИРИНА

    Здравствуйте, Наталья Игоревна! Это просто счастье, что я «познакомилась» с Вами на просторах Интернета. Я тоже начинающий логопед. Правда, это мое второе образование. По первому я — учитель русского языка и литературы. Меня тоже очень интересует афазия. Очень интересно, но и сложно. Недавно предложили позаниматься с мужчиной 56 лет. Эфферентная моторная афазия. После инсульта прошло 8 месяцев. Просто классическая картина вышеназванной формы афазии. Хотелось бы Вам задать несколько вопросов. Возможно ли это? Буду очень Вам благодарна. С уважением.

    • Добрый день, Ирина!
      Программа Вашей работы по восстановлению речи при эфферентной афазии зависит от степени проявления. Важно грамотно провести диагностику и понимать, к какой целью Вы предлагаете то или иное задание. Если у вас возникнут вопросы, постараюсь ответить. Пишите мне на почту через форму обратной связи http://logopedrunet.ru/contacts/.

      С уважением,
      Наталья Игоревна Кулакова
      логопед-дефектолог
      http://LogopedRunet.ru

  4. Мария

    добрый день, Наталья Игоревна!ужасно осознавать, что не можешь помочь,и начинаешь думать, что ты не состоявшийся логопед.Некоторые вообще не берутся и «не парятся»,но я не смогла отказать.И так у меня появился пациент сходный с вашим из слов только «*ать».после занятий (год)начали считать до 10туда и обратно,начал понимать ситуативно обращенную речь,повторяет некоторые слова и звукоподражания,вспомнил слова машина,песню калинка-малинка и др(из слов только калинка)деньги,пока-привет,пишет гласные буквы под диктовку опираясь на артикуляцию и читает(гласные),списывает слова,может подобрать к картинке подпись(слово).Но его маме хочется чтоб он заговорил как раньше,а я в «ступоре»что с ним дальше делать ума не приложу.Пробовала найти материалы,которые Вы предлагаете в презентациях,не нашла(Посоветуйте как вести работу дальше.
    Заранее спасибо.

    • Здравствуйте, Мария!
      Не отчаивайтесь пожалуйста, случай действительно очень сложный. Если у пациента грубая моторная афазия, продолжайте работать над активным растормаживанием речи и те слова, которые начинают получаться у него самостоятельно, разбирайте по схеме звукового анализа:
      символ слова (длинная черта), слоги (короткие отрезки),
      символы букв в каждом слове (точки или фишки). Определение букв в данном упражнение происходит с соотнесением артикуляции (с опорой на зеркало). Затем просите найти последовательно буквы из букв разрезной азбуки (первоначально при ограниченном выборе) и подставить под схему слова.
      Далее пациент самостоятельно записывает слово и повторяет его.
      Желаю Вам успехов в занятиях!

Оставить комментарий

*

code

SiteHeart