Автоматизация звука [Р]. «Путешествие в зоопарк»
Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях «Путешествие в зоопарк»
Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Цель: Закрепить правильную артикуляцию звука [Р] в словах и предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
— уточнить представление ребёнка о звуке [Р].
2. Коррекционно-развивающие:
— развивать подвижность артикуляционного аппарата;
— развивать фонематический слух на звук [Р];
— развивать фонематическое восприятие;
— развивать речевое дыхание;
— развивать общую и мелкую моторику;
— формировать лексико-грамматические представления;
— автоматизировать звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
— развивать психические процессы: слуховое и зрительное внимание, зрительное восприятие, память, пространственную ориентировку.
3. Воспитательные:
— формировать положительную мотивацию на занятии;
— воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
— воспитывать чувство доброты, товарищества, толерантности;
— воспитывать любовь к окружающему миру.
Оборудование: предметные и разрезные картинки животных: рысь, тигр, носорог, жираф, кенгуру, крокодил, зебра, верблюд, леопард, бегемот, лев, слон, волк, лиса, медведь; предметные картинки: руль, рыба, рубашка, корзина, карандаш, кролик, помидор, шар; мольберт, ноутбук, аудио и видеозаписи.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Логопед: Ребята, мне позвонил Буратино и сообщил о том, что сегодня он приехал в зоопарк и не смог узнать животных, потому что Звукоедик съел звук в названиях этих животных.
Давайте мы с вами отправимся в зоопарк и поможем Буратино найти звук.
Но, чтобы узнать какой звук съел Звукоедик, нужно отгадать его загадки.
2. Объявление темы занятия.
Звукоедик: Ползёт наоборот задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй. (РАК)
Разноцветное коромысло над рекой повисло. (Радуга)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём – ищем, ищем, не найдём. (Роса)
Логопед: Скажите, какой первый звук мы слышим в этих словах-отгадках?
Дети: звук [Р].
Логопед: Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [Р] и вернём его в названия зверей .
3. Анализ артикуляции звука.
Логопед: «Но прежде, чем отправиться в далёкое путешествие, давайте вспомним как произносится звук [Р].
Дети: “Кончик языка у бугорков за верхними зубами, «дрожит».
Логопед: “В каком положении зубы, губы?”
Дети: “Зубы приоткрыты, губы в улыбке”.
Логопед: «Какая воздушная струя?»
Дети: «Воздушная струя сильная и тёплая».
Логопед: “Что напоминает звучание звука «Р» ?
Дети: “Мотор”.
Логопед: “Дайте характеристику звуку «Р».
Дети: “Звук «Р.» — согласный, потому что воздух встречает преграду, звонкий, твердый”
4. Произношение изолированного звука.
Логопед: А теперь мы сядем в машинки, заведём моторчики и отправимся в путь.
Если машина едет с горы – голос понижаем, если в гору – повышаем.
6. Автоматизация звука в слогах.
Логопед: Смотрите, ребята, впереди болото!
Как же нам пройти дальше? Давайте спросим у сороки.
Сорока: Чтобы не утонуть в болоте, нужно прыгать по кочкам, правильно называя слоги.
Дети: Соединяют пальчики на руках: Ра – ро – ру – ры – ар – ор – ур – ыр
7. Развитие фонематического восприятия на звук «Р»
Логопед: Ребята, а дальше дороги нет. Давайте выложим мостик из картинок. Сначала положим картинки, в названии которых звук «Р» стоит вначале, затем в середине и в конце.
Дети: Выполняют задание, называют картинки.
— руль. В слове руль звук «Р» стоит в начале слова и т.д.
Логопед: Молодцы, ребята, но чтобы картинки превратились в доски, нужно дать описание каждой картинке.
Дети: называют слова-признаки и переворачивают картинки.
Руль – чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный;
Рыба – золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая;
Рубашка – льняная, красивая, прочная, вышитая;
Корзина – ивовая, плетёная, светло-коричневая;
Карандаш – деревянный, остроконечный, жёлтый;
Кролик – белый, пушистый, мягкий, длинноухий;
Помидор – спелый, сочный, красный, вкусный;
Шар – воздушный, синий, лёгкий, резиновый;
Дети: Под музыку проходят по картинкам (мосту).
Логопед: Смотрите, ребята! Кикимора болотная загородила нам путь. Что же она хочет? Давайте узнаем.
Кикимора: ХА-ХА-ХА! Вы выйдите отсюда, если соберёте слово! Оно состоит из первых звуков в названии картинок.
— Зонт, Обруч, Овощи, Повар, Аист, Ракета, Кастрюля.
ЗООПАРК
Логопед: Вот мы и подошли к зоопарку. Буратино так обрадовался, что пустился в пляс.
8.Физкультминутка
Танец «Буратино» под музыку.
9. Фонематическое восприятие
Логопед: В зоопарке нам нужно найти животных, в названии которых есть звук [Р].
Дети: Отбирают картинки и проговаривают слова.
Рысь, леопард, зебра, крокодил, верблюд, жираф, носорог, кенгуру, тигр.
Картинки: бегемот, слон, лев, медведь, олень, волк — откладываются.
10. Ориентировка в пространстве.
Логопед: Кто из животных находится в центре?
Кто в нижнем левом углу?
Кто в левом верхнем углу?
Кто в нижнем правом углу?
Молодцы, ребята! Вы спасли зверей, вернув им звук «Р» и помогли Буратино узнать животных.
11. Звуковой анализ слова (начало, середина, конец)
Логопед: Ребята, в зоопарке случилась беда: рысь, тигр и леопард потерялись. Давайте поможем им найти свои клетки!
Логопед: Как вы думаете, кто живёт в первой клетке?
Дети: В первой клетке живёт рысь, потому что в слове рысь звук «Р» стоит в начале слова.
Логопед: Кто живёт во второй клетке?
Дети: Во второй клетке живёт леопард, потому что в слове леопард звук «Р» стоит в середине слова.
Логопед: В третьей клетке?
Дети: тигр.
Логопед: Молодцы!
12. Лексико-грамматические конструкции. Автоматизация звука [Р] в словосочетаниях.
Логопед: А сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку».
Я называю вам часть тела животного, а вы называете, чья она, и собираете картинку животного.
Хвост тигра (чей?) — …(тигриный).
Горб верблюда (чей?) — … (верблюжий)
Шея жирафа (чья?) — … (жирафья)
Зубы крокодила (чьи?) — … (крокодильи)
Голова рыси (чья?) — … (рысья) и т.д.
Логопед: Посмотрите, какие звери все разные.
У жирафа длинная шея, значит он какой?
Дети: длинношеий жираф.
Логопед: У крокодила острые зубы
Дети: Острозубый крокодил
Логопед: У носорога толстые ноги
Дети: Толстоногий носорог
Логопед: У носорога острый рог
Дети: Остророгий носорог
Логопед: У верблюда два горба
Дети: Двугорбый верблюд
Логопед: У кенгуру сильный хвост
Дети: Сильнохвостый кенгуру
Логопед: У кенгуру есть сумка
Дети: Сумчатый кенгуру
Логопед: У леопарда длинный хвост
Дети: Длиннохвостый леопард
Логопед: У зебры есть полоски
Дети: Полосатая зебра
13. Определение количества слогов в слове.
Логопед: Буратино просит помочь животным занять свои места в поезде, чтобы отправиться в путешествие. (Рысь, жираф, зебра, кенгуру, носорог).
Для этого нужно рассадить их по вагончикам.
В первом вагончике поедут животные, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три слога.
Дети: рассаживают животных.
14. Развитие памяти, внимания.
Логопед: Молодцы, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад, но для этого мы должны вспомнить названия картинок, из которых был построен наш мост.
Я вам называю слова-признаки, а вы отгадываете и переворачиваете картинку.
– воздушный, синий, лёгкий, резиновый; (шар)
– спелый, сочный, красный, вкусный; (помидор)
– белый, пушистый, мягкий, длинноухий; (кролик)
– деревянный, остроконечный, жёлтый; (карандаш)
– ивовая, плетёная, светло-коричневая; (корзина)
– льняная, красивая, прочная, вышитая; (рубашка)
– золотистая, чешуйчатая, мокрая, пучеглазая; (рыба)
– чёрный, пластмассовый, круглый, автомобильный; (руль)
Логопед: Молодцы, ребята, с вашей помощью мы прошли болото.
Ой! Опять эта кикимора загородила нам путь! Что же она хочет на этот раз?
15. Автоматизация звука [P] в предложениях.
Кикимора: ХА-ХА-ХА, я не выпущу вас из болота, и вы никогда не попадёте в детский сад, пока не исправите мои предложения.
— На розах растут клумбы.
— Мусор убирает Риту.
— Куры кормят Раю.
— Двор ходит по курам.
— Рыба поймала рыбака.
— Мотор проверяет шофёра.
— Норка роет крота.
— Из пара идёт самовар.
— Красный шарф надел Егора.
— Арбуз купил Рому.
— Торт подарил Марусю на день рождения.
— В помидорах и огурцах растут огороды.
16. Развитие мелкой моторики.
Логопед: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. А сейчас давайте изготовим картинки зверей, которых встретили в зоопарке.
Рысь, жираф, зебра. На силуэты животных из бархатной бумаги выкладываются полоски, и пятна из шерсти.
17. Итог занятия.
— Чему мы учились сегодня на занятии?
— правильно произносить звук «Р»;
— определять первый звук в слове;
— определять место звука «Р» в слове;
— давать описание картинкам;
— составлять предложения.
Какой звук мы сегодня произносили чаще всего? (звук [Р]).
Уточняем артикуляцию звука: что делали губки, зубки, где был язычок, какая была воздушная струя, пело горлышко или нет.
— Что вам понравилось на занятии больше всего?
18. Оценка речевой деятельности.
Вы прекрасно сегодня справились с заданиями и правильно произносили звук «Р». За это вы получаете от Буратино сладкие призы.
Список использованной литературы
1. Л.А. Комарова Альбом дошкольника «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, изд. ГНОМ и Д, 2011г.
подготовила учитель – логопед
Вячеславова Людмила Георгиевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
компенсирующего вида № 111 «Медвежонок»
Вологодского района Вологодской области
Свежие комментарии