Логоритмика



ПРОГРАММА

логопедического кружка

«ЛОГОРИТМИКА» для детей 5-6 лет

с общим недоразвитием речи

 

Пояснительная записка

Специфические особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, их низкий уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками обусловливают необходимость комплексного подхода к преодолению речевой патологии.

Учитывая совпадение сензитивных периодов развития музыкально-ритмических, языковых и двигательных способностей, можно назвать логопедическую ритмику наиболее адекватной психолого-педагогической технологией в процессе преодоления ОНР.

Логопедическая ритмика – это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног и туловища сочетаются с произнесением определенного речевого материала. В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза. В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения.

Таким образом, занятия логоритмикой оказывают неспецифическое воздействие на речевые и неречевые нарушения с помощью ритмизированной системы упражнений, построенной на связи движений с музыкой и речью.

С учетом выше сказанного была разработана программа кружка “Логоритмика”, которая позитивно влияет на состояние звукопроизношения и фонематического восприятия у детей, развивает чувство ритма. Это особенно важно для детей с дизартрией.

Цель работы: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Программные задачи:

Коррекционные:

• развитие речевого дыхания; тренировка артикуляционного аппарата;

• совершенствование грамматического строя и связной речи, фонематического восприятия;

• формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти.

Образовательные:

• формирование двигательных умений и навыков;

• развитие пространственных представлений;

• развитие переключаемости, координации движений.

Воспитательные:

• воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

• воспитание умения перевоплощаться и проявлять свои художественно-творческие способности;

• воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.

Оздоровительные:

• укрепление костно-мышечного аппарата;

• развитие дыхания;

развитие координации движений и моторных функций;

• воспитание правильной осанки, походки;

• развитие ловкости, силы, выносливости.

Методические рекомендации

Объем учебного материала соответствует возрастным и физиологическим нормативам, что позволяет избежать переутомления дошкольников.

Занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю протяженностью 25 мин, в рамках кружковой работы.

Наполняемость группы – 12 человек. Место проведения – музыкальный зал.

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5-6 лет с ОНР в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Занятия проводятся в течение учебного года: начинаются с октября и продолжаются по май (включительно).

Одежда детей должна соответствовать роду логоритмической деятельности: футболка, спортивные шорты, тапочки-чешки.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

Тематика и цели занятия должны соответствовать текущему этапу коррекционной логопедической работы ( подготовительному, формирования произносительных умений и навыков).

 

Ожидаемые результаты:

• В ходе реализации данной программы дети овладевают навыками правильного произношения, могут дифференцировать звуки речи.

• Также совершенствуется состояние грамматического строя, слоговой структуры и связной речи.

• Достигается развитие всех высших психических функций у детей.

• Происходит тренировка артикуляционного аппарата, что приводит к улучшению артикуляции, формированию четких кинестетических ощущений, развитию фонематического слуха.

• Усиливается речевой выдох по продолжительности и интенсивности, он становится плавным.

• Раскрывается творческий потенциал каждого ребенка.

• У детей улучшается мелодико-интонационная сторона речи, они начинают чувствовать ритм, появляется музыкальность.

• Совершенствуется моторика, координация.

• Происходит укрепление здоровья в целом.

Календарно – тематический план работы на 2013 – 2014 учебный год

I ПЕРИОД

Октябрь

I 1 Осень. Путешествие по осеннему лесу. Звук [У]

II 2 Овощи. А что у нас на грядке? Звук [А]

III 3 Фрукты. Варим сладкий компот. Звук [И]

IV 4 Сад – огород. Пора собирать урожай. Звуки [А-У]

V 5 Лес. Грибы, ягоды, деревья. Путешествие по осеннему лесу.  Звук [О]

Ноябрь

I 6 Перелетные птицы. Гуси-лебеди и их друзья. Звуки [У-О]

II 7 Одежда. Модники и модницы. Звуки [А-У-О]

III 8 Обувь, одежда, головные уборы. Модники и модницы. Звук [Ы]

IV 9 Ателье. Платьице для куклы Кати. Звуки [Ы-И]

II ПЕРИОД

Декабрь

I 10 Зима. Зимние забавы. Зимняя прогулка. Звук [М]

II 11 Мебель. Части мебели Мебельный магазин. Звук [В]

III 12 Семья. В гостях у бабушки. Звук [Н]

IV 13 Новогодний праздник. Становись в хоровод — Скоро будет Новый год! Звук [Ф]

Январь

I, II каникулы

III 14 Зимующие птицы. Путешествие в зимний лес. Звуки [М-Н]

IV 15 Дикие животные зимой. Лесные жители. Звуки [В-Ф]

V 16 Почта. Незнайка пишет письмо. Звук [Б]

Февраль

I 17 Транспорт.  Едем на дачу. Звук [П]

II 18 Комнатные растения. Что растет на подоконнике? Звук [Б-П]

III 19 Наша армия. Как солдаты нас защищают. Звук [Д]

IV 20 Весна. День рождения весны Проводы зимы. Звук [Т]

 

III ПЕРИОД

Март

I 21 Праздник 8 Марта. Праздник для мамочки. Звуки [Д-Т]

II 22 Профессии. Профессии. Звук [Г]

III 23 Наша пища. Каша из топора. Сказочное путешествие. Звук [К]

IV 24 Откуда хлеб пришел? Поездка в деревню. Встреча Весны. Звук [X]

 

Апрель

I 25 Посуда. В гостях у Федоры. Звуки [Г-К-Х]

II 26 Мой дом. Прогулка по городу. Звук [С ]

III 27 Домашние животные и их детеныши. Котенок по имени Гав. Звук [С]

IV 28 Домашние птицы и их птенцы. История гадкого утенка. Звук [З]

Май

I 29 Наша страна. Мой родной край Экскурсия по Конаково. Звук [З]

II 30 Человек. Доктор Айболит. Звуки [С-З]

III 31 Насекомые. История одной гусеницы. Звук [Ц]

IV 32 Лето. Цветик – семицветик. Звуки [С-Ц]

 

 

Учитель – логопед

Ю.С. Давыдова 

МБДОУ детский сад № 12 г. Конаково

 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart