Конспект занятия по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»



Конспект занятия (НОД) по теме: «Автоматизация звуков [с],[с’]-[з],[з’] в речи»

 (подгрупповое занятие)

  • Использование современных образовательных технологий.
  • Применение метода наглядного моделирования. 

Занятие проводилось с детьми подготовительной группы, имеющими диагноз ОНР (4 уровень развития речи).

Цель: Автоматизация свистящих звуков в речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

— закрепление навыка правильного произношения свистящих звуков в словах, во фразе, в монологической речи;

— закрепление навыка звуко-слогового анализа слов;

— активизация словаря;

— образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование множественного числа сущ. в именительном и родительном падежах, образование прилагательных от существительных;

— понимание и употребление предлогов на, в, с, из, под, над, из-за, из-под;

— составление рассказа по опорным словам.

Коррекционно-развивающие задачи:

— развитие точности и подвижности движений языка;

— развитие пространственного восприятия;

— развитие фонематического восприятия, представления.

— развитие зрительного представления абстрактных понятий (звук, слово, текст);

— формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка;

— развитие умения обобщать предметы и соотносить их с символами;

— развитие словаря;

— развитие словообразования, грамматического конструирования;

— развитие монологической речи;

— развитие абстрактно-логического мышления.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

— воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, активности.

 

Оборудование: карточки со стрелкой; карточки со «Звуковичками» по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой; фишки для составления звуковой схемы слова (по Садовниковой И.Н.); листок бумаги, карандаш; карточки со схемами движений; предметные картинки; карточки со схемами изменений слов; игрушка -заяц, схемы предлогов (по книге Яцель О.С.  «Учимся правильно употреблять предлоги»).

 

Ход занятия.

  1. Орг. момент. Объявление темы занятия.
  2. Артикуляционная гимнастика. «Следите за стрелочками, куда стрелочка показывает, туда и язычок поворачивается. Язычок за зубки не выскакивает». Движения стрелки и языка – вверх, вниз, налево, направо, по часовой и против часовой стрелки в преддверии ротовой полости.
  3. Уточнение артикуляции звуков, уточнение фонетической характеристики звуков.

 

«Скажите, чем похожи звуки [с] и [з]?» — они согласные, для воздуха есть преграда – язычок опускается вниз, к зубкам, выдыхаемый воздух холодный.

«Чем же отличаются эти звуки?» — [с] – глухой звук, а [з]- звонкий.

«Как можно помочь себе определить: глухой это звук или звонкий?» — можно руку на горлышко положить, если горлышко звенит, дрожит – значит, звук звонкий; ещё можно уши ладошками закрыть, если голова гудит – значит, звук звонкий.

«Какого «звуковичка» выберем для [с]?» —  image012   «А какого для [з]?» —  image004

«А каким цветом мы обозначаем мягкие звуки?» — зеленым. «Каким цветом обозначаем твердые звуки?» — синим.

«Давайте поиграем: вы будете за мной повторять слоги и показывать «звуковичка» – согласный звук, который есть в слоге» Речевой материл: Са, ся, зо, зё, узу, иси, сы, зы, азе и т.д.

image000

4. Звуко-слоговые схемы слов зима, весна.

«Назовите мне самое холодное время года? Давайте составим звуковую схему этого слова (зима)»

image013

«Какое время года наступает после зимы? Составим звуковую схему этого слова (весна)».

image005. Подбор слов-признаков и слов-действий.

Отгадайте загадку:

Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом,

У него огромный нос,

Будто нос лет триста рос.

«Давайте к слову слон каждый подберет слово-признак image019 и слово-действие image020». Каждый ученик, опираясь на условные изображения слов, составляет словосочетания. Например: слон огромный, слон купается.

 

Доскажите словечко:

В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них……

Такая же работа проводится со словом обезьяны (обезьяны веселые, обезьяны играют).

 

6. Динамическая пауза.

«Пора отдохнуть, сделать разминку с веселыми человечками».

Дети вытаскивают карточки со схемами движений и выполняют это движение, определив лево — право.

image021

7. Игра «Волшебники»

«Вы маленькие волшебники, потому что можете изменять слова. Вам помогут эти карточки.

1234 

Берите картинки и изменяйте слова».

Змея – змейка (1), змеи (2), нет змей (3), змеиный (4)

Сапог – сапожок, сапоги, нет сапог, сапожный

Арбуз – арбузик, арбузы, нет арбузов, арбузный

Лиса – лисичка, лисы, нет лис, лисий.

 

8. Игра «Где зайка?»

«К вам пришел зайка, но ему скучно сидеть на месте. Отгадайте, куда зайка хочет прыгнуть». Дети в соответствие со схемами предлогов перемещают игрушку на стул, со стула, в коробку, из коробки, под стул, за стул, игрушка выглядывает из-за стула, из-под стула.

image023

9. Составление рассказа «Сорока».

Давайте мы с вами сегодня придумаем рассказ о сороке. Я буду рисовать, а вы придумывать предложения».

image025

«Сорока жила в густом лесу. Сорочье гнездо на высокой березе. В гнезде сидят маленькие птенцы. Птенцы высунулись из гнезда. Сорока сердится, потому что птенцы могут упасть из гнезда».

Дети составляют рассказ по опорным схемам, после этого рассказывают текст.

10. Подведение итогов. «Мы сегодня и играли, и занимались. Вы очень хорошо отвечали, помогали друг другу. Старайтесь произносить звуки и слова правильно!»

учитель-логопед

Власова Лидия Вадимовна

ГБОУ СОШ 863 СПДО 2 




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart