Составление описательных рассказов
Обучение учащихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью составлению описательных рассказов с использованием метода наглядного моделирования
У учащихся 1х — 4х классов с легкой умственной отсталостью отмечаются значительные трудности при описании предмета. Часто описание предмета сводится к беспорядочному перечислению его отдельных деталей. Отчётливо выражены лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. С детьми данной категории необходимо проводить работу по формированию, развитию и совершенствованию навыков описания предмета.
В своей работе по обучению составлению описательных рассказов использую предметно-схематические модели — опорные схемы, которые разработала, взяв за основу схемы Т.А. Ткаченко, Р.Н. Бунеева, Л.Н. Ефименковой, Л.Б. Баряевой, Е.Д. Худенко.
В качестве условных заместителей в моих опорных схемах выступают символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- силуэтные и предметные картинки.
Символы-заместители могут представлять в опорной схеме следующие качественные характеристики предмета:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет;
- форма;
- составляющие детали;
- качество поверхности;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- как он используется;
- эмоциональное отношение.
Работу по обучению составления описательных рассказов учащимися 1 — 4 классов с использованием предметно-схематических моделей условно подразделяю на три этапа:
- первый (подготовительный) этап;
- второй этап;
- третий этап.
Продолжительность каждого этапа зависит от индивидуальных речевых возможностей учащихся.
В задачи подготовительного этапа обучения входят:
- Развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей.
- Формирование навыков описания знакомого предмета по вопросам, с опорой на картинки и демонстрируемые действия.
Работа на подготовительном этапе должна включать следующие упражнения:
- упражнения на узнавание предмета по его описанию.
- сравнение предметов по существенным признакам.
- упражнения на составление словосочетаний и предложений с опорой на зрительное и тактильное восприятие предмета.
Упражнения провожу с постепенным увеличением количества элементов опорной схемы (от 2 до 4), заменой предметных картинок контурами или силуэтами.
На втором этапе следует переход от составления описания простого предмета к более развернутым высказываниям из 4 — 5 предложений.
Задачами второго этапа являются:
- Развитие и закрепление навыков построения предложений различной структуры.
- Формирование умений выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов.
На втором этапе проводятся упражнения, которые готовят детей к самостоятельному описанию предметов:
- упражнения по сравнению предметов, относящихся к одной тематической группе;
- упражнениям по сравнению предметов различных групп, но имеющих один-два общих признака (мяч — арбуз — помидор);
- упражнения на закрепление в речи ряда существительных с уменьшительно-ласкательным значением; на образование уменьшительно-ласкательных форм качественных прилагательных.
На третьем этапе следует переход от описания простого предмета к более самостоятельным и развернутым высказываниям из 6- 10 предложений, с опорой на предметно-схематическую модель. Причем в опорной схеме предметные картинки в основном уже заменены геометрическими фигурами, контурами, силуэтами и пиктограммами.
Задачами третьего (заключительного) этапа являются:
- Закрепление умения продуктивно использовать направляющую и стимулирующую помощь логопеда при составлении описательных рассказов, их планов.
- Закрепление навыков составления рассказов — описаний с использованием предметно-схематических моделей.
На третьем этапе ведется работа по обучению детей сравнительному описанию двух предметов. Эта работа включает различные речевые упражнения на основе сравнения как натуральных предметов или их муляжей, так и предметов, представленных в графическом изображении.
Считаю, что обучение учащихся 1х-4х классов с легкой умственной отсталостью составлению описательных рассказов с использованием предметно-схематических моделей является перспективным направлением совершенствования коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи у данной категории детей. Данный вывод доказывает мониторинг речевого развития учащихся.
Саблина Антонина Александровна,
учитель-логопед I кв. категории
СКОШИ №111, г. Екатеринбург
Свежие комментарии