Методичка для логопедов. Часть 6. Реабилитационные мероприятия при дисфагии



Методические основы диагностики и коррекции речевых нарушений  в работе логопеда  со взрослыми

 

Составитель: 
член ассоциации нейрореабилитологов  России
логопед – афазиолог первой категории
отделения восстановительной медицины –
ранней нейрореабилитации
Республиканской Клинической Больницы имени Г.Г. Куватова  г. Уфы
Фаткуллина Л.К.

 

Предыдущую часть методического пособия читайте в статье
«Методичка для логопедов,  работающих со взрослыми часть Часть 5.
Диагностика и классификация дисфагий»

 

Часть 6. Реабилитационные мероприятия при дисфагии. Восстановление глотания.

 

  • правильный выбор способа кормления пациента
  • расчет энергетической ценности модифицированных по консистенции продуктов и подбор питательных смесей для нутритивной поддержки
  • гигиенический уход за полостью рта
  • логопедическую коррекцию, направленную на подбор консистенции пищи, способов стимуляции чувствительности слизистых оболочек полости рта, стимуляцию и растормаживание акта глотания, восстановление дыхания, речи
  • лечебную логопедическую гимнастику, направленную на правильное позиционирование, стимуляцию активного глотания, нормального дыхания, восстановления повышения функциональной активности мышц, участвующих в акте глотания и приема пищи – жевательных, мимических, мышц языка.
  • физиотерапевтические методы терапии, при этом методом выбора при нейрогенной дисфагии является внутриглоточная и чрезкожная  электростимуляция глотательного рефлекса.
  • иглорефлексотерапию
  • хирургическую коррекцию (по показаниям), направленную на создание альтернативных путей кормления пациента
  • психологическую коррекцию
  • бытовую коррекцию, направленную на коррекцию или создание условий, облегчающих прием пищи пациентом самостоятельно в условиях сниженной или нарушенной функции.
    Различная техника обучения и переобучения глотанию разрабатывается для того, чтобы облегчить его нарушенный процесс. Она включается укрепляющие упражнения, стимуляцию биологической обратной связи, температурную и вкусовую стимуляцию.

Методы реабилитации больных с нейрогенной дисфагией. Методы восстановления глотания.

 

  1. Подготовительный

Подготовка ротовой полости к акту глотания (очистка и увлажнение губкой),  снимание или  установка съемных  протезов

 

  1. II. Метод «Разглатывание»
  • После обследования больного проводится подбор оптимальной по консистенции пищи для  больного в данный момент. В дальнейшем применяется пища разной  консистенции,  постепенное увеличение объема однократного  приема.
  • Выбор нужного объема глотка, количество пищи через рот для однократного приема
  • Выбор температурного режима питания (от комнатной температуры до льда (мороженое), если нет диабета; от комнатной температуры — до 50 градусов тепла)
  • Восстановление вкусовых ощущений (на протяжении всего реабилитационного периода).
  • Подбор величины ложки (восстановление чувствительности рта).

 

III. Метод заместительной терапии

  • Постановка назогастрального зонда (в дальнейшем — наложение  чрескожной эндоскопической  гастростомы)
  • Парентеральное питание.

 

  1. IV. Постуральный метод – выбор оптимальной позы для принятия пищи в данный момент.

 

  1. V. Тренировочный метод
  • Тренировочные упражнения для укрепления мыщц, которые участвуют в процессе глотания
  • Восстановление контроля над глотком
  • Глотание различной по консистенции пищи и жидкости.

 

 

Работа  с больным осуществляется  логопедами – афазиологами.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРМЛЕНИЮ

 

ИМЯ ПАЦИЕНТА ____________________________________________________________

 

  • ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ РАЗБУЖЕН ДЛЯ ПРИЕМА ПИЩИ ЧЕРЕЗ РОТ

 

  • ПАЦИЕНТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОСАЖЕН ДО ЕДЫ И ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ 20-30 МИНУТ СИДЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРИЕМА ПИЩИ

 

 

КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ

 

ОДНОРОДНОЕ ПЮРЕ

 

НЕОДНОРОДНОЕ ПЮРЕ

 

МЯГКАЯ

 

НОРМАЛЬНАЯ

 

 

  1. Поза:

изголовье 300 / 450 / 600 / сидя на кровати с полной поддержкой / сидя в  кресле

  1. Тип помощи:

кормление с ложки / физическое сопровождение руки пациента / жестовые подсказки/ вербальные подсказки / наблюдение

  1. Кто кормит:

специалист по глотанию / медсестра / сиделка / родственники / сам пациент

  1. Где:

В  палате / в кабинете логопеда

  1. Какое количество  в рот за 1 раз:

½ чайной ложки, чайная ложка, ½ десертной ложки, ____________________________

  1. Сколько раз в день пациент должен есть: _____________________________________
  2. Какие и компенсации можно использовать:____________________________________
  3. Количество пищи и жидкости за 1 кормление: __________________________________
  4. Общая расчетная калорийность назначенного питания (30 ккал/кг веса, при дефиците веса 35 ккал/кг)   _________________________________________________________
  5. Общее расчетное количество жидкости за сутки: _______________________________

Из них внутрь:____________________________________________________________

 

Должность:______________ Подпись   ________________________  Дата ________________

 

  Продолжение методического пособия читайте в статье:
«Методичка для логопедов, работающих со взрослыми часть 7.
Клиническая классификация дисфоний»




Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

SiteHeart